Росси, Саломоне Деи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Саломоне деи Росси | |
Salamone Rossi, ивр. סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים | |
Род деятельности: |
Композитор |
---|---|
Дата рождения: |
1570 год |
Место рождения: |
Мантуя |
Дата смерти: |
1630 год |
Место смерти: |
Мантуя (?) |
Росси, Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в Италии.
Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. Азария бен Моше деи Росси). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения отличительного знака, выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Маяни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Каддиш; Кдушша.
Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 7, кол. 284–285
- Статья "Salamone Rossi" в английском разделе Википедии
- Free scores by Salamone Rossi in the Werner Icking Music Archive (WIMA)
- Free scores by Salamone Rossi at the International Music Score Library Project
- Free scores by Salamone Rossi in the Choral Public Domain Library (ChoralWiki)
- The Choral Music of Salamone Rossi (longer article)
- The Choral Music of Salamone Rossi (shorter article)
- Jewish Encyclopedia
- Audio: Al Naharot Bavel (By the Rivers of Babylon), Psalm 137, from The Songs of Solomon.
Литература
- Birnbaum, Eduard (1978) Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628, Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
- James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Harran, Don (2003). Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua. Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
- Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in The Musical Quarterly, Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
- Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in The Musical Quarterly, Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275
Примечания
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Саломоне деи в ЭЕЭ