Люстиже, Жан-Мари

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:23, 8 мая 2012; Architect (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Жан-Мари Люстиже (фр. Jean-Marie Lustiger), (род. 17 сентября 1926, Париж, Франция — 5 августа 2007, там же). Французский кардинал. Епископ Орлеанский с 1979 по 1981, Архиепископ Парижский с 1981 по 2005.

Содержание

Карьера

Люстиже родился в Париже, в еврейской семье мелких торговцев выходцев из Польши, которая обосновалась во Франции перед Первой мировой войной, и при рождении поучил имя Арон.

Когда немцы заняли Францию в 1940, он был послан жить с христианской семьёй в Орлеане. Он был обращён в католицизм и был крещён 21 августа 1940. При крещении он добавил к имени Арон имя Жан-Мари. В 1943 г. мать Люстиже была отправлена в концентрационный лагерь в Дранси, а затем в Освенцим, где и погибла. Отец спасся, бежав в неоккупированную зону Франции.

Находясь на нелегальном положении, Люстиже блестяще окончил лицей Потье в Орлеане. В 1944–46 гг. изучал искусство в Сорбонне, затем окончил Католический институт в Париже.

Он был посвящён в священники 17 апреля 1954, в капелле семинарии Католического Института Парижа. Рукоположение совершил Эмиль-Арсен Бланше, титулярный епископ Леро, ректор Католического Института Парижа. С 1954 до 1959, он был капелланом в Университете Парижа. С 1959 до 1969, он был директор Центра Ришельё, который обучает университетских священников. С 1969 по 1979, он был священником церкви Сен-Жан-де-Шанталь, в XVI округе Парижа.

В 10 ноября 1979, Люстиже был назначен епископом Орлеанским. Ординацию совершил 8 декабря 1979 кардинал Франсуа Марти, архиепископ Парижа, которому помогали Эжен Эрну, архиепископ Сана и Дэниэль Пезериль, титулярный епископ Репери, вспомогательный епископ Парижа. 31 января 1981, он был возведён в архиепископы Парижа. Он был возведён в кардиналы 2 февраля 1983, став первым кардиналом-священником с титулом церкви Святых Марцеллина и Петра, а одиннадцатью годами позже с титулом церкви Святого Людовика Французского. Он стал членом Французской Академии в 1995; после смерти Люстиже его преемником в академическом кресле избран католический философ Жан-Люк Марион. Люстиже неоднократно посещал Израиль.

Мнения

Подобно всем старшим прелатам, назначенным папой римским Иоанном Павлом II, Люстиже поддерживал полномочия и власть папы римского в областях богословия и морали: «Есть мнения, а есть вера», — сказал он в 1997. «Когда это — вера, я согласен с папой римским, потому что я ответственен за веру».

Люстиже — откровенный противник расизма и антисемитизма. Он очень строго критиковал Жана-Мари Ле Пена, лидера французского Национального Фронта. Он сравнил антииммигрантские взгляды Ле Пена с нацизмом. «Мы знали в течение 50 лет, что теория расового превосходства может быть смертельна… Она влечёт за собой произвол», — сказал Люстиже . «Христианская вера говорит, что все люди равны в достоинстве, потому что они все созданы по образу Божию».

Деятельность

Кардинал Люстиже вёл активную деятельность на посту архиепископа Парижа. Он уделял большое внимание работе с молодёжью, у него было большое число друзей и знакомых среди представителей парижской культурной интеллигенции, науки, журналистики. Своей основной задачей на посту парижского архиепископа Люстиже видел «ре-евангелизацию» — повторное внедрение норм христианской жизни в современное, сильно секуляризированное европейское общество. Видным событием в жизни католиков Парижа стало появление католического радио «Notre-Dame» и католического кабельного телеканала «КТО», созданию которых Люстиже активно способствовал. На радио «Notre-Dame» кардинал вёл курс лекций, которые впоследствии были изданы в виде двух книг «Первые шаги в молитве» и «Месса», и переведены на множество языков, в том числе и на русский.

Противоречия

Люстиже — единственный католический прелат в современное время, который был рождён (и рассматривался в ходе всей жизни) евреем, факт, который неизбежно сделал его спорной фигурой. Он говорил, что он гордится своим еврейским происхождением и описывал себя как «совершенный еврей» (возможно, единственный католический прелат, который сносно говорил на идише). Став архиепископом Парижа, он сказал: «Я рождён евреем и остаюсь им, даже если это недопустимо для многих. Для меня призвание Израиля — нести свет к народам мира. Это моя надежда, и я полагаю, что христианство — средство для достижения этого».

Подобные замечания рассматривались некоторыми евреями, как недопустимые. Ими высказывалось мнение, что Люстиже не имел никакого права называть себя евреем, несмотря на факт, что по Галахе (еврейский религиозный закон) он остаётся евреем, даже будучи обращённым в другую религию. Согласно другой точке зрения, «еврей» (фр. juif) — этническое обозначение в той же мере, что и религиозное, и что Люстиже имел право называть себя евреем также и в этом смысле. Люстиже считался евреем согласно антисемитским законам нацистской Германии и вишистской Франции. Его поддержка политики государства Израиль, вступавшая в разногласие с официальной нейтральной позицией Ватикана, также обеспечила ему некоторую поддержку со стороны евреев.

В 1998 Люстиже был представлен к награде Nostra Aetate за продвижение отношений между католицизмом и евреями Центром христианско-еврейского понимания — группой различных вероисповеданий, размещающейся в университетском городке Университета Священного Сердца (католический университет в Фэрфилде, штат Коннектикут, США). Антидиффамационная лига, еврейская группа гражданских прав, протестовала против награждения, говоря, что это было «неуместным» почётом Люстиже, который был рождён евреем, но оставил веру. «То, что он говорил на конференции или коллоквиуме - прекрасно, сказал национальный директор АДЛ Абрахам Фоксман. — Но я не думаю, что он должен быть удостоен награды, потому что он отошел от иудаизма, что делает его плохим примером».

11 февраля 2005 Люстиже подал в отставку по возрасту, и Андре Вентруа, бывший вспомогательный епископ Парижа, который стал архиепископом Тура, был назначен архиепископом Парижа.

Люстиже был фаворитом папы римского Иоанна Павла II, частично из-за своего польского происхождения, а частично из-за поддержки консервативных взглядов папы перед лицом большой враждебности со стороны либерального католического мнения во Франции. Высказывались предположения, что Люстиже будет одним из кандидатов на очередных выборах папы, но он всегда отказывался обсуждать такую возможность. Он был, однако, одним из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в папском Конклаве 2005, выбравшем папу римского Бенедикта XVI.

Люстиже — автор многих теологических трудов, среди них — «Народ Бога» (1981). В своих интервью он заявлял, что солидаризуется с еврейским народом и его судьбой. Свое крещение Люстиже считает не фактом отступничества и отрицания иудаизма, а, напротив, — полным завершением его. Он отвергает распространенное в католических кругах мнение, что Катастрофа являлась наказанием еврейскому народу, не принявшему МессиюИисуса. Люстиже считает, что, с христианской точки зрения, понятие избранный народ в применении к евреям не утратило значения. Согласно Люстиже, еврей — носитель избранничества, за что окружающие столь часто его отвергают и даже убивают. Эти высказывания вызвали враждебность некоторых католических кругов, а также полемику в еврейской среде (например, главный раввин Франции Ж. Каплан заявил: «Человек не может быть в одно и то же время христианином и евреем. Он должен сделать выбор»).

Кончина

В апреле 2007 кардинал объявил в письме к духовенству, что его земная жизнь подошла к концу. 5 августа 2007 кардинал Люстиже скончался от рака, в Парижской клинике Maison médicale Jeanne-Garnier. О смерти кардинала Люстиже объявил президент Франции Николя Саркози, который также воздал должное покойному и прервал свой отпуск в США, чтобы принять участие в похоронах.

Отпевание кардинала Люстиже состоялось 10 августа 2007 в соборе Парижской Богоматери, в котором он был затем погребён. Эпитафия написана им самим: в ней Люстиже говорит, что «приняв христианство, остался евреем, подобно апостолам» и называет своих небесных патронов (по полному имени Аарон Жан-Мари) — первосвященника Аарона, Иоанна Богослова и Деву Марию.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЮСТИЖЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация