Апокриф (религия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Христианство Портал:Христианство |
|
Файл:Ichthus.svg | |
Библия |
|
Троица |
|
История христианства |
|
Христианское богословие |
|
Ветви христианства |
Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.[1]
Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.
Содержание |
Апокрифы в Христианстве
Общие определения
По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).
Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.
Борьба с апокрифами до Рождества Христова
Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда[2], Мишны и Гемары, используемых иудаизмом.
Проблема с неканоническими книгами
После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[3], говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.
Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.
Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.
Борьба с апокрифами после Рождества Христова
С возникновением Христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения Священных книг от искажающих Истину апокрифов. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем предстательство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в расплодившихся псевдохристианских сектах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие Церковь «послания» со скрытыми лжеучениями. Поэтому христиане вынуждены были защищать «чистоту своей веры», и на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались [1] [2] или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие (палимпсесты).
После тщательного исследования, Святые Отцы признали только 27 богодухновенных книг, написанными непосредственно апостолами (самовидцами Христа). И только эти 27 книг вошли в состав Нового Завета, который вместе с Ветхим Заветом образует христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются авторитетным источником христианского вероучения.
Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жития святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.
Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют историческое значение, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.
В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.
Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, раскольники, некие «старцы», предсказатели, «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, искажающую исконные принципы христианского вероучения.
Апокрифы Ветхого Завета
- Псалмы Соломоновы;
- Заветы 12 патриархов;
- книга Еноха;
- Апокалипсис Ездры;
- сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха («Видение Варуха»);
- «Вознесение Моисея»;
- «Книга Юбилеев»;
- «Мученичество Исайи»;
- «Завет Иова»;
- иудейские разделы Сивиллиных книг;
- «Видение Исайи»;
- «Завет Авраама» («Откровение Авраама», «Смерть Авраама»);
- «Мельхиседек».
Апокрифы Нового Завета
Апокрифические евангелия
Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно:
- Евангелия детства
- «Первоевангелие Иакова» (Иакова, брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев;
- «Евангелие Псевдо-Матфея» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса;
- «Протоевангелие Иакова» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев.
- «Евангелие от Иакова» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;
- История Иосифа плотника (или Книга Иосифа плотника);
- «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме (читалось гностиками во II веке);
- Арабское «Евангелие детства» (о пребывании Спасителя в Египте);
- «Тибетское Евангелие» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.
- «Иисус в храме». 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с Иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно;
- прочие
- «Евангелие от Марии»;
- «Евангелие Никодима»;
- «Евангелие Апеллеса»;
- «Евангелие 12 апостолов» («Дидахе»);
- «Евангелие от евреев»;
- «Евангелие от Петра»;
- «Евангелие Иуды»
- «Евангелие от Филиппа»
- «Евангелие от Фомы»;
- «Евангелие от Варнавы»
Апокрифические Деяния Апостолов
- «Деяния Петра и Павла»;
- «Деяния Варнавы»;
- «Деяния Филиппа в Элладе»;
- «Деяние Фомы» (древнего происхождения);
- «Деяния Иоанна»;
- «Успение Блаженной Девы Марии»
- «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
- «Деяния и мученичество апостола Матафия»
- «Деяния Павла»
- «Деяния Павла и Феклы»
- «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»
- «Деяния Филиппа»
- «Мученичество святого апостола Павла»
- «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»
- «Учение Аддая апостола»
Апокрифические Послания Апостолов
- «Послание Авгаря ко Христу»;
- «Послание Христа к Авгарю»;
- «Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность);
- «Послание к Лаодикийцам»
- послания Климента Епископа (5 шт.)
- «Послание апостола Варнавы»
- «Послание апостола Петра к апостолу Иакову»
- «Послание двенадцати Апостолов»
- «Третье послание апостола Павла к Коринфянам»
- «Послание Дионисия Ареопагита»
Апокрифические Апокалипсисы
Их также было множество, но целиком дошли только некоторые:
- «Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического);
- другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.);
- «Апокалипсис Петра»;
- «Апокалипсис Павла»;
- «Откровение Варфоломея»
Прочие новозаветные апокрифы
- «Пастырь Гермы»
- Хождение апостола Павла по мукам
Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Примечания
- ↑ Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).
- ↑ Например, Вознесение Исаии, отдельные цитаты из Сираха (Апокрифы и псевдоэпиграфы // Электронная еврейская энциклопедия)
- ↑ Септуагинта // Энциклопедия «Религия»
Ссылки
Литература
- Полный православный богословский энциклопедический. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913. (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971).
- Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан. — М.: Мысль, 1989. — 336 с. — ISBN 5-244-00269-4
- Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат, 1980. — 196 с. — ISBN 5-87245-027-3
- Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. — М.: Присцельс, 1997. — 455 с.
- М. Г. Витковская, В. Е. Витковский. Апокрифические апокалипсисы. — СПб: Алетейя, 2000. — ISBN 5-89329-223-5ar:أبوكريفا
bg:Апокриф bs:Apokrifni tekstovi ca:Llibres apòcrifs cs:Apokryf da:Apokryfe skrifterel:Απόκρυφαeo:Apokrifojet:Apokrüüfid eu:Apokrifo fa:اپوکریفا fi:Apokryfiset kirjatfur:Apocrif gd:Apocruiphia hr:Apokrifi hu:Apokrif iratok ia:Apocryphos is:Apókrýf ritja:外典 ko:외경 la:Apocrypha lt:Apokrifas mk:Апокриф ml:അപ്പോക്രിഫ nl:Apocrief nn:Dei apokryfe skriftene no:Apokryfer pl:Apokryf pt:Livros apócrifossk:Apokryf sr:Апокриф sv:Apokryferna tl:Apokripo tr:Apokrifzh:經外書