Еврейская диаспора после Второй мировой войны

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 23:49, 7 марта 2012; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Дата создания: 08/03/2012

Катастрофа европейского еврейства резко изменила весь облик народа. После нацистского геноцида уцелело менее 12 млн. евреев; половина их проживала на американском материке, и лишь 1/3 – в странах Европы, включая Советский Союз, из них около 250 тыс. — в лагерях перемещенных лиц. Это были преимущественно бывшие узники гитлеровских концлагерей; однако и те евреи Восточной Европы, которым удалось избегнуть нацистского террора, были вынуждены в большинстве своем покинуть во время войны прежние места жительства. С окончанием войны начали возвращаться евреи — демобилизованные воины, бывшие партизаны, лица, высланные или эвакуированные в восточные районы СССР. Многие из них не захотели вернуться туда, где были убиты их родные и близкие; другим просто некуда было вернуться, так как нередко целые города, а в особенности еврейские кварталы, превращенные в гетто во время оккупации, были совершенно разрушены. Вернувшихся часто встречали враждебно; нередко возникали конфликты, связанные с возвратом покинутых жилищ и имущества; кое-где вспыхнули настоящие погромы (например, в Кельце, где 4 июля 1946 г. был убит сорок один еврей и шесть евреев ранено).

Содержание

Ближний Восток

Создавшаяся после Второй мировой войны политическая напряженность на Ближнем Востоке отразилась на положении евреев в этом районе. Симпатии большинства арабских лидеров к странам «оси» во время войны и открытое сотрудничество некоторых из них с гитлеровцами еще более обострили отношения между арабами и евреями. В послевоенные годы росту напряженности способствовала борьба ишува против политики мандатных властей в Эрец-Исраэль. Создание Государства Израиль и вторжение в него арабских армий превратили эту напряженность в открытую войну, что поставило евреев арабских стран в невыносимое положение. В целом 1,5 млн. евреев вынуждены были после окончания Второй мировой войны искать себе безопасное убежище. За первые десять лет своего существования Государство Израиль приняло 850 тыс. олим; 150 тыс. евреев иммигрировали в США. Так в основном была разрешена проблема еврейских беженцев и перемещенных лиц.

В результате этих процессов значительно изменился облик еврейского народа в диаспоре. Характерной для него стала концентрация в странах высокого экономического и культурного развития. Если до войны почти 2/3 еврейского народа жило в относительно отсталых странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, то после войны еврейство США, Канады, Советского Союза и государств Западной Европы составляло 3/4 еврейской диаспоры; подавляющее большинство народа оказалось в наиболее развитых странах мира, что весьма способствовало усилению процесса ассимиляции. Большая часть евреев перешла с идиш на языки окружающего населения: английский, русский, испанский, французский и т. д. Резко увеличилось еврейское население Эрец-Исраэль: до войны оно составляло около 3% мирового еврейства, а в 1980-х гг. — 25%. Создание Государства Израиль способствовало распространению изучения иврита среди евреев диаспоры. Ныне иврит занимает второе место среди разговорных языков мирового еврейства, уступая только английскому. Отличительным признаком еврейства в современную эпоху являются два противоречивых процесса: с одной стороны, укоренение в странах рассеяния и ассимиляция, а с другой — усиление интереса к культурному наследию своего народа.

Наметившийся еще в период между двумя мировыми войнами процесс увеличения числа лиц с высшим образованием превратился в 1950–60-х гг. в главную тенденцию, определяющую социальную структуру еврейского народа. Число студентов среди еврейской молодежи развитых стран гораздо выше доли студентов в общем населении страны той же возрастной группы. Эта специфика социальной структуры еврейства оказывает огромное влияние на его самосознание и в значительной мере определяет роль евреев в общественной жизни различных стран.

В диаспоре почти исчезла сформировавшаяся в первые десятилетия 20 в. значительная группа еврейских земледельцев. Еврейские сельскохозяйственные колонии в Крыму и на Украине были уничтожены нацистами вместе с их населением; в Биробиджане и Аргентине почти вся еврейская молодежь покинула сельскохозяйственные поселения. Еврейские земледельцы остались в основном только в Израиле. Значительно уменьшилась численность еврейского рабочего класса, равно как и число евреев, занятых в торговле и сфере обслуживания. Возросло число евреев-ученых, административных работников, юристов и деятелей искусств. Участие евреев в научно-исследовательской работе, в развитии техники, в работе средств массовой информации, в литературе и искусстве значительно превышает их долю в общей численности населения, и даже только городского населения. Массовое стремление евреев к профессиям, требующим высшего образования, связано не только с их преимущественной концентрацией в больших городах, но и с многовековой традицией еврейского народа высоко ценить ученость и умственный труд. Важная роль, которую играют евреи в жизни высокоразвитых индустриальных стран, связана с тем значением, которое приобрели в нашу эпоху наука и техника.

Изменился характер национального самосознания евреев: отрицательное отношение к своему еврейству и стремление от него избавиться, которые были свойственны ассимиляторам прошлого, сменились гордостью своим великим историческим и культурным наследием. Солидарность евреев всего мира воспринимается как должное. В целом жизнь современного еврейства характеризуется взаимодействием противоположных тенденций: прочное укоренение евреев в жизни других народов не ведет к утрате ими национального самосознания, но порой даже усиливает его.

Еврейскую диаспору после Второй мировой войны можно разделить на две группы:

  1. новые еврейские центры, сформировавшиеся в результате миграционных процессов конца 19 в. – начала 20 в. в Северной и Южной Америке, Южной Африке и Австралии, а в известной мере и в тех странах Западной Европы (Англия, Франция, Швейцария), где большинство еврейского населения составляют недавние иммигранты из Восточной Европы и Северной Африки;
  2. остатки старых еврейских общин Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и в особенности Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

Восточная Европа

Подавляющее большинство уцелевших после Катастрофы евреев Восточной Европы (за исключением Советского Союза) и арабских государств переселилось в Израиль. Одна часть евреев Северной Африки переселилась в Израиль, другая — во Францию, значительно увеличив ее еврейское население. В Израиле поселились также многие евреи из Ирана и Турции. В начале 1980-х гг. общая численность евреев в мире превысила 14 млн.; из них свыше 6 млн. проживали в Северной Америке (США и Канада), около 600 тыс. — в Южной и Центральной Америке, около 200 тыс. — в Южной Африке и Австралии. В общей сложности, в новых центрах проживало около семи миллионов евреев. В Восточной Европе, где до Катастрофы проживало большинство еврейского народа, осталось около трех миллионов евреев, из которых не менее двух миллионов, по официальным данным, проживает в Советском Союзе и около 150 тыс. в других странах. В арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки осталось не более 150 тыс. евреев.

США

Самый большой в мире еврейский центр — США приобрел исключительно важное значение в жизни народа. Американские евреи оказали огромную помощь Государству Израиль в его борьбе за существование, в обеспечении его безопасности, в развитии его хозяйства и в процессе приема и устройства олим из различных стран. Еврейские благотворительные организации в послевоенный период стали направлять главные усилия на помощь евреям, уцелевшим после Катастрофы. Объединенный еврейский призыв после войны стал отпускать средства как населению Израиля, так и восстанавливающимся общинам Восточной Европы и подвергающимся притеснениям евреям арабских стран. Катастрофа европейского еврейства содействовала пробуждению национального самосознания евреев США, самым ярким выражением которого является солидарность с Израилем в его борьбе за свое существование, так же как солидарность с еврейством Советского Союза в борьбе за право на свободный выезд и воссоединение со своим народом. Эта солидарность свидетельствует о том, что процесс культурной ассимиляции не ослабил узы, связывающие воедино географически разрозненный еврейский народ. Процессу ассимиляции противодействует огромный рост интереса к изучению еврейского культурного наследия — языка иврит, еврейской истории и литературы — в среде еврейства США. Постоянно растет число учащихся еврейских школ; в учебные программы около 500 университетов различных стран включены курсы по иудаистике. Обширную культурную, педагогическую и общественную деятельность развивают десятки различных еврейских организаций. Делу еврейского воспитания в США служат многочисленные летние лагеря молодежных движений, обмен студентами между университетами США и Израиля и т. д. В американскую литературу (см. Соединенных Штатов Америки литература) писатели-евреи внесли оригинальный и серьезный вклад. Специфически еврейские проблемы находят отражение в изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографии и телевидении США (см. также Соединенные Штаты Америки). В странах Латинской Америки, главным образом в Аргентине, Бразилии и Уругвае, культура эмигрантов из Восточной Европы и творчество на идиш переживают упадок. Как и в США, усиленной тенденции к культурной ассимиляции препятствует в этих странах широкая и разнообразная деятельность еврейских организаций и молодежных движений. Рост антисемитизма и отсутствие политической стабильности способствуют укреплению еврейской солидарности и увеличению алии из этих стран.

Западная Европа

Общая численность еврейского населения стран Западной Европы достигает 1,25 млн., из них во Франции живут около 650 тыс., а в Англии — 410 тыс. человек.

Слабые некогда связи между евреями Европы и Америки, в значительном большинстве ашкеназами, и евреями стран Востока и Северной Африки укрепились вследствие массовой алии из стран ислама. Хотя сефарды и евреи восточных общин составляют лишь около 15% мирового еврейства, в Израиле их число превышает половину еврейского населения, и они обладают здесь заметным влиянием.

Евреи Англии, в большинстве своем потомки эмигрантов из Восточной Европы, играют существенную роль в хозяйственной и культурной жизни страны. Интерес к еврейской культуре растет и среди них. Общинная организация евреев Англии стоит на весьма высоком уровне. Английские евреи поддерживают прочные связи с Израилем. В социальной структуре английского еврейства преобладают торговля и свободные профессии.

Во Франции, где процесс ассимиляции начался давно и зашел далеко, поддержанию связи с еврейскими традициями способствовал приток эмигрантов-евреев из Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами. После Второй мировой войны во Франции поселилось несколько тысяч бывших узников нацистских концлагерей, выходцев из различных европейских стран. Укреплению еврейских общин Франции и усилению национального самосознания их членов особенно способствовал приток евреев из Северной Африки в 1950–1960-х гг. Часть молодежи, особенно учащейся, все больше интересуется ценностями традиционной еврейской культуры. Во время Шестидневной войны, когда президент де Голль занял резко антиизраильскую позицию, французское еврейство продемонстрировало единодушную солидарность с Израилем, борющимся за существование. В 1970-е гг. деятельность еврейских организаций и политических движений значительно усилилась. В арабских государствах и странах Восточной Европы еврейская общественная жизнь находится в состоянии упадка. Подавляющее большинство евреев этих стран переселилось в Израиль. Лишь в Румынии, Венгрии и Марокко сохранились определенные формы еврейской общественной и культурной жизни.

Антисемитская кампания в Польше в 1968 г. и аналогичные явления в других странах Восточного блока свидетельствуют о том, что антисемитизм остается там одним из самых излюбленных орудий борьбы против сторонников демократических реформ, несмотря на то, что евреи, оставшиеся в этих странах, крайне немногочисленны и почти не связаны с еврейскими традициями и культурой. В результате антисемитской кампании 1968 г. Польшу покинули почти все еще остававшиеся там евреи, в том числе совершенно ассимилированные. Несмотря на это кампания против независимых профсоюзов «Солидарность» (начало 1980-х гг.) сопровождалась антисемитскими выпадами. Так называемая борьба с сионизмом в коммунистических странах, направляемая из СССР, привела к резкому усилению антисемитизма в различных слоях населения.

СССР

В Советском Союзе в годы Катастрофы погибло свыше двух миллионов евреев. В послевоенные годы в политике советского правительства явственно обозначились антисемитские тенденции, проявлениями которых была борьба против «космополитов», разгром еврейских культурных учреждений и запрещение еврейских публикаций, роспуск Еврейского антифашистского комитета, аресты еврейских писателей, артистов и других деятелей культуры, дискриминация евреев при приеме на работу, в высшие учебные заведения и т. д. Одним из факторов, побудивших Сталина к проведению антиеврейской политики, явился энтузиазм советских евреев в связи с созданием Государства Израиль. Антисемитская политика Сталина достигла кульминации в 1952 г. – начале 1953 г. 12 августа 1952 г. были расстреляны виднейшие представители идиш литературы в Советском Союзе; в конце 1952 г. в Чехословакии был инсценирован Сланского Процесс, имевший явную антиеврейскую направленность; 13 января 1953 г. в газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение о т.н. деле врачей, которое, согласно имеющимся сведениям, должно было явиться сигналом к расправе со всем советским еврейством, к его депортации в Сибирь и Казахстан.

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) помешала осуществлению этих планов; однако, несмотря на освобождение оклеветанных врачей, посмертную реабилитацию казненных еврейских писателей и других деятелей еврейской культуры, а также на общее смягчение режима, официальному антисемитизму в Советском Союзе не был положен конец. Еврейские культурные учреждения не были восстановлены, религиозная жизнь стала подвергаться еще большим преследованиям, разносторонняя национально-культурная дискриминация евреев продолжалась по-прежнему. Положение не изменилось в результате создания в 1961 г. с пропагандистской целью журнала на идиш «Советиш Геймланд» и публикации время от времени отдельных книг на идиш. В Советском Союзе публиковались книги и брошюры, где под видом критики иудаизма как религии и сионизма велась разнузданная антисемитская пропаганда, обильно черпающая из антисемитской литературы прошлого. Эта пропаганда усилилась во время Шестидневной войны, а после нее непрерывно продолжается «антисионистская» кампания, выражающаяся в публикации сотен антисемитских книг и статей, в антисемитских передачах радио и телевидения, в фильмах и т. д. В 1983 г. был создан «антисионистский комитет», являющийся единственным официальным органом советского еврейства. Однако антисемитизм и безудержная травля Израиля не только не подавили национальные чувства советских евреев, но, напротив, способствовали их чрезвычайному усилению. Началась борьба советских евреев против правительственного антисемитизма и насильственной ассимиляции, за право выезда на свою историческую родину — в Израиль. Среди еврейской молодежи Советского Союза пробудился огромный интерес к еврейской истории и культуре, к изучению иврита, ко всему, что связано с Израилем и жизнью еврейского народа во всем мире.

Попытки властей подавить еврейское национальное движение с помощью репрессий столкнулись с единодушным сопротивлением еврейского и мирового общественного мнения. Брюссельские конференции в защиту советских евреев (февраль 1971 г., февраль 1976 г.) и Иерусалимская конференция (1983 г.) продемонстрировали, что борьба за свободу евреев Советского Союза является кровным делом евреев всего мира. В условиях «разрядки международной напряженности» советское правительство не решилось прибегнуть к старым методам террора и было вынуждено дать части евреев разрешение на выезд в Израиль. В 1971 г. началась массовая алия советских евреев. В 1971 г. в Израиль прибыло 42 тыс. евреев из разных стран, из них 31,5 тыс. из Советского Союза; в 1973 из 55 тыс. олим, 33,5 тыс. — из Советского Союза.

По структуре и характеру диаспора наших дней отличается от диаспоры не только довоенного времени, но и от той, которая существовала после Катастрофы, к моменту окончания войны. Ныне еврейская диаспора имеет четыре центра: США, СССР, Латинская Америка и Западная Европа (включая Великобританию). Положение еврейского народа в современном мире напоминает, в известной мере, его положение в эпоху Второго храма. Наряду с центром в Эрец-Исраэль существуют большие и важные центры в диаспоре, особенно в США, сопоставимые с Древней Вавилонией или Александрией эпохи эллинизма. Воссоздание Государства Израиль не привело к ликвидации диаспоры; очевидна, однако, его центральная роль в еврейском национальном самосознании новейшего времени: солидарность с Израилем является цементом, сплачивающим в единый народ рассеянные по земному шару группы евреев.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация