История евреев во Франции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:28, 1 марта 2012; Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Содержание

ФРАНЦУЗСКИЕ ЕВРЕИ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

Древнеримские времена

Первые упоминания о пребывании евреев на территории Галлии (древнее название Франции) относятся к I в. н. э. Римский император Август отправил в ссылку в город Вьенн этнарха Архелая с несколькими приближенными. В 6 г. н. э. император Калигула послал в Лион Ирода Антипу.

Согласно некоторым письменным источникам, в Галлию (Бордо, Арль и Лион) были высланы еврейские пленные, захваченные римскими войсками во время Иудейской войны. Археологические раскопки свидетельствуют о присутствии евреев в Арле с I в. н. э. (было найдено изображение меноры), в Бордо — с III в. н. э.

Предполагается, что еврейское поселение в Руане - будущей столице Нормандии - также возникло в римские времена.[1]

В 212 г. евреям Галлии, как и всем свободным гражданам Римской империи, было предоставлено римское гражданство.

Даже после того, как в 325 г. христианство было провозглашено государственной религией в Римской империи, их не коснулись ограничения.

К 476 г. (дата падения Римской империи) евреи проживали также в Меце, Авиньоне, Париже, Пуатье и, видимо, в ряде других городов, бывших административными центрами Римской империи.

Раннее средневековье

В эпоху правления Меровингов (конец V в. – 751 г.) евреи расселялись по территории Франции: первое упоминание о евреях в Ване относится к 465 г., в Нарбонне — к 471 г., Клермоне — к 471 г., Валансе — к 524 г., Орлеане — к 533 г., Марселе — к 574 г.

Нарбонн (в 8 км от побережья Средиземного моря) принадлежал в V в. вестготской Испании. Евреи там вели обширную торговлю (в том числе с Сирией и Турцией). Они поддерживали хорошие отношения со своими соседями-христианами. Однако в 589 г. церковный собор в Нарбонне запретил евреям громко петь псалмы даже на похоронах. Репрессии вестготского короля Вамбы (672–680) толкнули евреев Нарбонна на участие в феодальном восстании против него, и после победы Вамбы они были временно изгнаны из Нарбонна.

Надпись по-латыни на надгробии трех членов еврейской семьи из Нарбонна (688–689) — самая ранняя из известных ныне еврейских надписей во Франции. Сверху над ней изображена менора и есть фраза на иврите «Шалом аль Исраэль» (`Мир Израилю`).[2]

В шестом веке еврейская община процветала в Париже. Синагога была построена на Иль-де-ла-Ситэ, но затем была разрушена, и вместо неё была построена церковь.

Антиеврейские настроения не были распространены в этот ранний период. Был случай в седьмом веке, когда еврей был убит в Париже, и христианская толпа отомстила за него.[3]

Основными занятиями евреев в этот период были торговля, в том числе и работорговля, мореплавание, медицина; некоторые из них находились на государственной службе (сборщики податей).

Нередко местные жители принимали иудаизм, что осуждали многие церковные соборы (например, Орлеанский собор 533 г.). Бывали случаи смешанных браков.

Церковные соборы осуждали христиан за дружеские отношения с евреями. Так, Арльский собор (506) запретил представителям духовенства посещать трапезы евреев. Церковные соборы запрещали евреям иметь рабов-христиан, назначать евреев судьями и сборщиками податей, «дабы христиане не оказались в подчинении у евреев». Церковные соборы неоднократно подтверждали свои запреты, но их решения не выполнялись.

В конце VI в. христианская церковь во Франции предприняла несколько попыток насильственного крещения. В 576 г. епископ Клермона после того, как в городе была разрушена синагога, предложил евреям креститься или покинуть город.

В 582 г. Хилленрик I, король Нейстрии (западной части франкских земель), предложил евреям своего королевства выбирать между крещением и высылкой. Большинство евреев, отказавшихся креститься, переселилось в Марсель.

О проживании евреев в Марселе известно с 574 г., когда в нем нашли убежище беглецы из Клермона, где их принуждали к насильственному крещению. В 591 г. епископ Марселя также пытался заставить евреев принять христианство, но римский папа Григорий I выступил против и рекомендовал епископам применять по отношению к евреям только меры убеждения.

До VII в. численность еврейского населения Франции росла. Еврейское население увеличивалось благодаря еврейской эмиграции во Францию из Италии, Византии, Испании, а также за счет прозелитов, среди которых были представители различных слоев общества — как свободные, так и рабы.

В VII в. короли из династии Меровингов стали поддерживать антиеврейские решения церковных соборов. Дагоберт I (629–639) предпринял попытку изгнать евреев из страны. Евреям было предложено или креститься, или покинуть страну. По-видимому, большинство из них покинуло Францию, поскольку о евреях нет сведений в источниках до начала правления династии Каролингов.

Преследованиям, однако не таким жестоким, как на севере, подвергались евреи, жившие на юге Франции в Септимании, вассальном государстве вестготских королей, царствовавших в Испании. В Септимании было много евреев-купцов, торговые операции которых обеспечивали благосостояние широким слоям местного населения. С Нарбонном, её центром, связаны самые ранние (около 471 г.) письменные свидетельства о евреях на территории современной Франции.[4]

Указ вестготского короля Вамбы (672–680) об изгнании евреев вызвал в Септимании восстание евреев и христиан; после подавления восстания в 673 г. евреи были изгнаны, но сразу после свержения Вамбы им было разрешено вернуться. 689 г. датируется древнейшая из сохранившихся во Франции еврейских надписей — на надгробии трех представителей еврейской семьи из Нарбонна.

Каролингский ренессанс

В VII - VIII веках Франция входила во Франкское королевство (со времени Карла Великого - империю). В дальнейшем она стала Западно-Франкским королевством. На её территории существовали также более мелкие государства и владения.

В VIII веке евреи принимали активное участие в медицине и торговле, в том числе со странами Востока. Им принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков.

Евреи также занимались сельским хозяйством и доминировали в области виноградарства.[5]

Короли охотно брали евреев на государственную службу. Часто еврейские купцы выполняли специальные поручения королей.

Короли покровительствовали еврейским купцам, которые должны были платить налог в размере одной десятой части от своих доходов, в то время как христиане должны были платить одну одиннадцатую.

Евреи были подсудны только королевской власти. Короли тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий. За это отвечал специальный чиновник, жёстко наказывавший нарушителей.

Однако, существовали различные ограничения в сфере имущественного и семейного права и неполноправие в суде.

С конца IX в. практиковались конфискации земель у евреев.

Католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев.

Продолжалась массовая иммиграцией из Италии и Испании. Многие христиане, в том числе аристократы и церковники, принимали иудаизм.

Позднее ("Высокое") средневековье

В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических притеснений и полного личного бесправия.

Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества. Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями. При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.

Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.

Файл:FirstCrusade.jpg
Убийство евреев (отмеченных особыми шапками) крестоносцами. Иллюстрация из французской Библии 1250 года.

Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.

Конференция раввинов Франции. XIII век. Миниатюра из Национальной библиотеки, Париж. Источник: Jewish encyclopedia

В 1394 евреи были изгнаны из Франции.

В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.

В Эльзасе, входившем тогда в состав Священной Римской империи, положение евреев было несколько лучше, хотя там происходило почти всё, что и в других частях Германии. Тем не менее, там до конца XV века существовала еврейская занятость не только в финансовой области, евреи сохраняли определённые права. Изгнанные из городов Эльзаса евреи могли поселиться в деревнях.

При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий РАШИ. Раввины Прованса вели дискуссию с самим РаМБаМом.

ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ В 16–18 вв.

ЕВРЕИ В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ПРАВЛЕНИЯ НАПОЛЕОНА (1789–1814)

Евреи ФРАНЦИИ В 19 в. – НАЧАЛЕ 20 в.

Сионистское движение во Франции

Франция. Начиная с 1860-х гг., во Франции распространялись идеи еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль, пропагандистами которых были главным образом христиане (секретарь Наполеона III Э. Лааран, основатель Международного Красного Креста Ж.-А. Дюнан, позднее — писатель Э. Золя и другие). Однако подавляющее большинство французского еврейства, среди которого в это время преобладали ассимиляционные тенденции, не поддержало эти идеи, считая, что положение евреев во всем мире может улучшиться лишь в результате социального и нравственного прогресса человечества. Тем не менее уже на рубеже 1860–70-х гг. крупнейшая еврейская организация страны — Альянс — приступила к созданию в Эрец-Исраэль сети учебных заведений, крупнейшим из которых стала сельскохозяйственная школа Микве Исраэль, основанная по инициативе И. Неттера и И. А. Кремье. В 1880–90-х гг. член французской ветви семейства Ротшильд, барон Э. де Ротшильд оказал пионерам первой алии широкую материальную, техническую и организационную поддержку, ставшую решающим фактором становления первых сельскохозяйственных поселений (см. выше).

Зачинателями сионистского движения во Франции стали выходцы из России и стран Восточной Европы, прежде всего студенты. В 1881 г. они создали палестинофильский кружок «Вечный жид», в 1886 г. — группу Бней Цион, члены которой приобрели в 1890 г. участок земли в Эрец-Исраэль. Позднее в Париже, Монпелье и ряде других городов возникло еще несколько таких объединений. После выхода в свет книги Т. Герцля «Еврейское государство» (которая была написана в Париже, во многом под впечатлением Дрейфуса дела) почти все члены этих палестинофильских групп перешли на позиции политического сионизма. Во главе движения встали М. Нордау (живший во Франции с 1880 г.), А. Марморек, Б. Лазар, скульптор Ш. Ф. Бэр (1846–1912). С другой стороны, Э. де Ротшильд, руководители еврейских общин страны, лидеры Альянса и базировавшегося в Париже Еврейского колонизационного общества отвергли концепцию Т. Герцля. Симпатизировавший ему главный раввин Франции Ц. Кан в своих публичных выступлениях осуждал планы создания еврейского государства. В работе 1-го Сионистского конгресса участвовали 12 делегатов из Франции. В октябре 1901 г. образовалась Сионистская федерация Франции, председателем которой был избран А. Марморек (занимал этот пост до своей смерти в 1923 г.; в 1898–1907 гг. входил также в состав Малого исполнительного комитета всемирной Сионистской организации), вице-председателем — В. Якобсон. Официальным органом федерации стал основанный А. Мармореком журнал «Л’эко сионист», который выходил в 1899–1905 гг., 1912–14 гг. и 1916–21 гг. (в последний раз — под названием «Ле Пёпль жюиф»). В 1901 г. в стране начало работать отделение Еврейского национального фонда.

К началу Первой мировой войны в Сионистскую федерацию Франции входили восемь организаций (пять из них действовали в Париже, одна в Ницце, две — в Тунисе); большинство участников движения по-прежнему составляли уроженцы стран Восточной Европы. В то же время сионизм пользовался во Франции значительной поддержкой со стороны неевреев, прежде всего политических деятелей и представителей интеллигенции. В 1915 г. при их участии в Париже была создана Франко-сионистская лига. В 1917 г. убежденный сторонник сионизма, поэт А. Спир (1868–1966) основал Лигу друзей сионизма, которая начала выпускать бюллетень «Ла Палестин нувель». Будучи одним из советников А. Тардье, представителя Франции на Парижской мирной конференции, А. Спир энергично отстаивал выдвинутую в Декларации Бальфура идею создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль; с этих позиций он выступил 27 февраля 1919 г. на заседании Совета десяти (руководящего органа конференции), куда был приглашен наряду с руководителями всемирной Сионистской организации — Х. Вейцманом, Н. Соколовым и М. Усышкиным.

В 1920-х гг. центр сионистской деятельности во Франции переместился в северо-восточные районы страны — Эльзас, Лотарингию и Бельфор, где в ноябре 1925 г. возник Региональный союз сионистов Восточной Франции с центром в Страсбуре, действовавший до 1941 г. независимо от Сионистской федерации Франции, которую он опережал и по размаху деятельности, и по числу членов. Печатным органом союза был еженедельник «Жюиф» (позднее «Ла Трибюн жюив»). С 1917 г. в Страсбуре находилась штаб-квартира молодежного сионистского движения hа-Тиква, к которому принадлежали почти все халуцим, переселившиеся в межвоенный период из Франции в Эрец-Исраэль. В 1919–26 гг. страсбурская комиссия Еврейского национального фонда выполняла функции его центрального представительства в стране и выпускала бюллетень «Ла терр промиз».

В 1920–30-х гг. во Франции были созданы отделения большинства сионистских политических партий: Мизрахи (1921), «левой» Поалей Цион (1922), союза сионистов-ревизионистов (основан в Париже в 1925 г. как всемирная организация), Поалей Цион — Хит’ахадут (1932), Еврейская государственная партии (1936). В 1933 г. общие сионисты образовали Сионистскую организацию Франции. Существовала также небольшая сефардская сионистская организация; в 1930-х гг. беженцы из нацистской Германии создали собственный сионистский кружок. Значительным влиянием пользовались молодежные движения, как беспартийные (hа-Шомер hа-цаир, Хе-Халуц, под эгидой которого к 1939 г. работали три учебные фермы), так и примыкавшие к различным партиям. В 1922 г. была основана просионистская организация Еврейские бойскауты Франции, в 1935 г. начала работать французская секция ВИЦО, с которой слилось возникшее ранее женское объединение Галей (Гдуд овдот ле-Эрец-Исраэль). В 1937 г. все сионистские организации Франции, за исключением Союза сионистов-ревизионистов, сформировали совместное руководство — Координационный комитет; в том же году 47 молодежных ассоциаций объединились в Федерацию сионистской и пропалестинской молодежи.

В межвоенный период авторитет сионистского движения страны значительно возрос. В его поддержку выступила Ассоциация французских раввинов: в 1923 г. на ее собрании в Страсбуре была принята декларация, в которой подчеркивалось, что заселение Эрец-Исраэль имеет для еврейского народа жизненно важное значение. В 1929 г. некоторые видные представители французского еврейства — в их числе Л. Блюм и Ц. Кан — приняли участие в создании «расширенного» Еврейского агентства (см. выше); Л. Блюм входил на протяжении ряда лет в состав его руководства.

После вторжения германских войск во Францию в мае-июне 1940 г. руководящие органы почти всех сионистских организаций были переведены из Парижа и Страсбура в южную, не оккупированную часть страны. Координационным центром движения стало представительство Еврейского национального фонда, открывшееся в Лионе в сентябре 1940 г. В 1941 г. на тайном совещании в Лионе было избрано единое руководство, которому подчинялись все без исключения сионистские организации страны; в декабре 1941 г. в Виши молодежные сионистские ассоциации всех направлений образовали Объединенное движение сионистской молодежи. Сионистские группы, как общие, так и молодежные, подпольно выпускали и распространяли информационные бюллетени, вели нелегальные курсы иврита, истории и культуры еврейского народа; в не оккупированной части Франции работали три учебные фермы Хе-Халуца. Молодые сионисты сыграли заметную роль во французском движении Сопротивления. Еврейская армия, созданная ими в Тулузе в 1942 г., первоначально занималась главным образом спасением евреев, которым угрожала депортация, и их переправкой в нейтральные страны; позднее она превратилась в крупное партизанское соединение и, приняв название Еврейская боевая организация, осуществила ряд вооруженных антинацистских акций. В августе 1944 г. партизанские отряды сионистов заняли на юге Франции города Кастр и Мазаме.

После освобождения страны от нацистской оккупации Сионистская федерация была воссоздана; в 1952 г. в нее влился Региональный союз сионистов Восточной Франции. В 1947–65 гг. существовал также сефардский Сионистский союз, в который входили евреи собственно Франции и ее североафриканских колоний. Число участников движения в 1950 г. превысило 63 тыс. человек. В первые послевоенные годы в Париже располагались европейские штаб-квартиры Гистадрута, hа-Шомер hа-цаир, Хе-Халуц, Мизрахи, Поалей Цион; Франция стала одним из центров деятельности Хаганы и Иргун цваи леумми в Западной Европе. Совместно с французскими сионистами эмиссары Брихи проложили через страну несколько маршрутов «нелегальной» иммиграции, по которым в 1946–49 гг. в Эрец-Исраэль были переправлены десятки тысяч человек. В конце 1947 – начале 1948 гг. сионистское движение Франции развернуло сбор пожертвований в пользу будущего еврейского государства; только для Хаганы было собрано свыше двух млн. франков.

В 1950–60-х гг. во Франции функционировало более 30 общих, женских и молодежных сионистских ассоциаций. Публиковалось свыше десяти сионистских периодических изданий на идиш и французском языке; среди них выделялись еженедельник «Ла трибюн сионист» и «Унзер ворт» — единственная ежедневная газета, издававшаяся в Европе партией Мапай. Число сторонников некоторых сионистских организаций (например, Бней-Акива и hа-Шомер hа-цаир) в этот период несколько возросло в результате присоединения к ним евреев, эмигрировавших из Марокко, Алжира и Туниса; в то же время численность и влияние движения в целом значительно уменьшилось, главным образом из-за внутренних разногласий. С другой стороны, к началу 1960-х гг. все ведущие еврейские объединения страны — Центральная консистория, Альянс, Представительный совет евреев Франции и другие — перешли на произраильские позиции; кампании по сбору средств для Израиля проходили с 1950 г. под эгидой общинной организации Объединенный еврейский социальный фонд, сотрудничавшей с Еврейским агентством. Накануне Шестидневной войны был образован Координационный комитет еврейских организаций Франции, который организовал в Париже и в других городах страны митинги и демонстрации в поддержку еврейского государства и создал Фонд солидарности с Израилем, в который за несколько недель было пожертвовано 20 млн. франков. В 1967–72 гг. свыше 30 тыс. французских евреев переселились в Израиль, однако это было следствием впечатляющей победы вооруженных сил еврейского государства в Шестидневной войне, а не результатом деятельности сионистов в самой Франции.

В 1971 г. Сионистская федерация Франции была преобразована в Сионистское движение, однако это не способствовало ее укреплению: в состоявшихся в декабре 1971 г. выборах делегатов 28-го Сионистского конгресса приняли участие менее десяти тыс. человек (из 38 тыс., заявивших ранее о своей поддержке Иерусалимской программы). Образование Федерации сионистской молодежи (октябрь 1972 г.) и попытки создания новых по структуре и по методам работы сионистских и произраильских организаций («Иудаизм и перспектива», «Совет еврейских интеллектуалов за Израиль», «Еврейское возрождение») также не помогли движению преодолеть длительный спад. В 1987 г. общее число членов сионистских объединений Франции составило, по официальным данным, 35 тыс. человек, но лишь девять тыс. из них приняли участие в выборах делегатов 31-го Сионистского конгресса. В ноябре 1988 г. во Франции был торжественно отмечен отъезд в Израиль 50-тысячного репатрианта, однако именно к этому времени темпы алии из страны резко снизились (в 1988–89 гг. — около 650 человек в год).

В настоящее время во Франции существует свыше 30 сионистских ассоциаций, однако число их сторонников не превышает, как правило, нескольких сотен человек. Почти все эти ассоциации входят в созданную в 1984 г. Федерацию сионистских организаций; вне ее рамок действует сефардское объединение Сиона. Делегаты Федерации сионистских организаций и объединения Сиона являются вице-председателями Представительного совета евреев Франции.

ЕВРЕИ ФРАНЦИИ В 1914–39 гг.

МИРОВАЯ ВОЙНА И КАТАСТРОФА

Франция Еврей за кулисами антигитлеровской коалиции. Вишистский режим во Франции.

ЕВРЕИ ФРАНЦИИ В 1945–2004 гг.

ОТНОШЕНИЯ С ИЗРАИЛЕМ

Источники

Примечания

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФРАНЦИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация