Кугель, Александр Рафаилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Алекса́ндр (Авраам) Рафаи́лович Ку́гель - псевдоним Homo novus и другие (14 (26) августа 1864, Мозырь — 5 октября 1928, Ленинград) — российский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало». Сын раввина. Брат Ионы Кугеля.
Содержание |
Биография
Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1886). С 1882 г. выступал в печати, особенно интересовался театром. Публиковал театральные рецензии и фельетоны в «Петербургской газете», газетах «Русь», «День» и других; пользовался псевдонимами «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» (1890), «Под сенью конституции» (1907), «Театральные портреты» (1923, одна из первых советских публикаций о Надежде Плевицкой).
В 1897–1918 гг. был издателем (совместно с актрисой З. В. Холмской) и главным редактором иллюстрированного еженедельника «Театр и искусство», имевшего ряд приложений, в том числе «Словарь сценических деятелей» (1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и нот. В остро полемичных и блестящих по стилю статьях о театре, которые выделялись глубиной поставленных проблем и независимостью мысли, Кугель последовательно отстаивал идею примата актерского искусства, второстепенного значения всех других компонентов спектакля. Особенно непримиримой была борьба Кугеля против режиссерского диктата, который неизбежно ведет к превращению актера в безличного исполнителя чужой воли, к нивелировке творческой индивидуальности.
Согласно характеристике, данной Кугелю Энциклопедией Брокгауза и Ефрона,
Будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель является, вместе с тем, одним из самых выдержанных идейных противников московского Художественного театра.
Как поясняет современный специалист,
Кугель, остроумный и язвительный критик, был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Он не принимал режиссуры в принципе — будь то реалистическая эстетика МХТ или поиски Мейерхольда в области формы[1].
Свои взгляды на театральное искусство Кугель предполагал систематизировать в серии книг, однако их подготовку прервали Первая мировая война и последовавший революционный период, так что Кугель успел выпустить только книгу «Утверждение театра» (1923).
Театр пародий
В 1908 вместе с женой, актрисой Зинаидой Холмской, основал театр пародий «Кривое зеркало». Руководил театром до его закрытия в 1918 г., сотрудничал с Николаем Евреиновым, Александром Измайловым, Тэффи и др. В 1922 г. предпринял попытку восстановить театр и работал с возобновлённым «Кривым зеркалом» до смерти.
Кугель считал себя деятелем русской культуры, но всегда остро реагировал на правительственный антисемитизм и его проявления в театральной среде. Проблемы права на жительство актеров-евреев, их положения в русских труппах, факты самоуправства властей постоянно привлекали его внимание. Так, чрезвычайно резким было выступление Кугеля на 2-м Съезде сценических деятелей (1901, Москва) против известной актрисы П. Стрепетовой, призывавшей ограничить жительство артистов-евреев чертой оседлости. Его волновало правовое положение еврейских трупп, низкий уровень их искусства. Кугель принимал участие в основании Еврейского театрального общества (1917).
Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания (1882—1896)» (1923) и «Листья с дерева. Воспоминания» (1926, охватывают период 1896—1908 гг.).
Еврейское искусство
Чрезвычайную важность имела для Кугеля проблема национальной сущности еврейского искусства: еврейский театр должен, прежде всего, передавать специфичность народного духа. Признавая поставленный в театре «Хабима» Е. Б. Вахтанговым спектакль «Диббук» интересным с точки зрения режиссерской, а игру Ханны Ровиной и Н. Цемаха выдающейся, Кугель категорически возражал против применения к пьесе С. Ан-ского методов условного театра и превращения половины персонажей в фигуры символические. Еще резче критиковал Кугель спектакль «Вечный жид» (автор Д. Пинский), ставший в «Хабиме» внебытовым, внеисторическим и вненациональным (режиссер В. Мчеделов, художник Г. Якулов), а также постановку в Петербурге оперы М. М. Мильнера «Небеса пылают» (1923, по пьесе «Диббук»). Лучшие свои статьи об актерском искусстве Кугель объединил в сборники «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» (1923), «Профили театра» (1929).
Факты
В 2002 году «Театральное товарищество 814» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля[2][3].
Примечания
- ↑ Татьяна Шабалина. «Кривое зеркало» // Энциклопедия «Кругосвет»
- ↑ Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории
- ↑ Обозреватель Ъ получил золотое перо «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КУГЕЛЬ Александр в ЭЕЭ