Явчуновский, Яков Исаакович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Яков Исаакович Явчуновский (10 января 1922, Сумы — 8 октября 1988, Саратов) — театровед, доктор искусствоведения[1].
Содержание |
Биографические вехи
В 1946 году окончил Ленинградский университет по специальности филолог-литературовед. Учителями его были Г. А. Гуковский и Б. М. Эйхенбаум.
С 1962 года преподавал в Саратовском университете, с 1985 года стал профессором[1].
В 1966 году в Саратовском университете защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема характера в драматургии Николая Погодина» (руководитель П. А. Бугаенко).
В 1982 году защитил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии докторскую диссертацию на тему: «Жанровая эволюция современной драмы»[1].
Автор книг «Народный артист И. Слонов» (1961, Саратов), «Театр Николая Погодина. Проблемы характера» (1964, Саратов). Писал статьи и книги преимущественно об истории, теории и жанрах современной драматургии[1]. Публиковался в журналах «Театр», «Литературное обозрение», «Волга», «Вопросы литературы», а также Саратовских газетах[1].
Предложный падеж
Цитатата из книги А. Катаевой-Венгер[2]:
Прошло несколько дней, и ко мне подошел Яшка Явчуновский, мальчик из параллельного класса. «Я слышал, что тебе нужна рекомендация, — просто сказал он. — Я могу тебе дать». Это было невероятно — мы с ним никогда не были друзьями, да и общались всего раза два-три. Может быть, он не знает, в каком я положении? — подумала я и сказала: «А ты знаешь, что я дочь врага народа?» «Знаю. Потому и подошел, — ответил Яша. — Не бойся, я не трус».
Яша с трудом ходил, тяжело припадая на одну ногу, очевидно, это были последствия ДЦП (детского церебрального паралича). Когда он говорил или улыбался, рот его кривился. Но учился он прекрасно и был умен, начитан, надежен. Между прочим, уже в семидесятых годах, когда Яша был профессором Саратовского университета, он без колебаний помог одному еврейскому мальчику, не поступившему в МГУ по причине все того же «пятого пункта». Помог, не колеблясь, по первой моей просьбе. Сейчас многие могут сказать — а что же тут особенного? Но поступил бы так далеко не всякий. Я просто хочу еще раз подчеркнуть, что человек на протяжении жизни не меняется, если его «Я», его личность сформировалась, она сохраняется навсегда.
Библиография
- Театр Николая Погодина. (Проблемы характера) / Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та, 1964. — 113 л. — 1000 экз.[3]
Книги
- Григорий Коновалов. Саратов, Издательство Саратовского университета, 1969.
- «Документальные жанры». Саратов, Издательство Саратовского университета, 1974.
- «Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры» Саратов, Издательство Саратовского университета, 1980[4]
- «Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, пробл. поэтики» Саратов, Издательство Саратовского университета, 1989[5]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х
- ↑ А. Катаевой-Венгер, «Куда же мы мчались?», Гл. III
- ↑ Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998) \ 101 / 208|РНБ
- ↑ Библус — Драма вчера и сегодня (Явчуновский Яков Исаакович)
- ↑ Библус — Драма на новом рубеже (Явчуновский Яков Исаакович)
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.