Шмуэль (Самуил), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 31/10/2010


Книга Шмуэля (Самуила) (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל‎, Сефер Шемуэль), восьмая книга еврейской Библии (ТаНаХа) и третья в её разделе "Невиим" (Пророки). Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) книг Царств. Первая книга описывает события до смерти царя Шауля, вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию.

Книга Шмуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шмуэля до избрания царем Давидом места для будущего Храма.

По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги Паралипоменон, авторами книги Шмуэля были пророки Шмуэль (24 главы), Натан и Гад,

Общей тенденцией книг Шмуэля и Царей (Мелахим) было изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры. В частности, авторы книги Шмуэля подробным изложением событий из жизни Шмуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка в лице Шмуэля, а царя в лице Давида.

Содержание

Жизнь Шмуэля

Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg
Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь)

Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом») — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Шмуэль воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье Эли религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.


История о рождении Шмуэля

Шмуэль был сыном Элканы и Ханны из Раматаим-Цофим в уделе колена Эфраим. История о рождении Шмуэля содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери (ср. Сарра, Ревекка, Рахиль, Самсон). Многие годы Ханна в святилище в Шило молила Бога дать ей сына, обещая, что посвятит его служению Богу, «и бритва не коснется головы его» (I Сам. 1:1–11; см. Назорей). Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20). Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28). Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Шмуэля как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20).

Шмуэль - пророк

Созвав народ в Мицпе на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.

Файл:Louvre rosa apparition.jpg
Сальватор Роза, Аэндорская волшебница вызывает дух Самуила, Лувр

Шмуэль - судья

О Шмуэле также говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами Бет-Эль, Гилгал, Мицпе и Рама (I Сам. 7:16–17). Шмуэль мудро правил народом в качестве судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.

Шмуэль имел двух сыновей, Иоэля и Авию, которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в Беер-Шевe (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18). Возможно, Шмуэль намеревался сделать их своими наследниками, что было бы характерным для царской власти.

Помазание Шауля на царство

Bследствие взяточничества и искажения правосудия сыновьями Шмуэля, старейшины Израиля обратились к Шмуэлю с жалобой и попросили поставить над ними царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5). Шмуэль предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» (1Цар.8:19-20). Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Шмуэля к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий: согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16), а согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18).

Библия повествует, что по божественному повелению Шмуэль помазал Шауля, сына Киша, на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно.

Шмуэль установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15).

Однако, Шауль своими поступками принёс Шмуэлю множество огорчений. Позднее Шмуэль, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка. Именно здесь коренится причина разрыва между Шмуэлем и Шаулем (I Сам. 15).

Самуил Помазание Давида на царство Самуилом (I Сам. 16:13). Иллюстрация из книги «Библейские образы». Гаага

После этого Шмуэль не пытался отменить царскую власть; так что тот вынужден был ещё при жизни Шауля тайно помазать на царство другого царя, Давида, на которого ему указал Бог.

Руководство Шмуэля Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем. Отказ народа внять Шмуэлю был ударом по самому предназначению Шмуэля как посредника, готового выполнять повеления Бога в руководстве народом и возносить молитвы за народ во время его борьбы с врагом.


Могила Шмуэля

Умер Шмуэль на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом.

Могилой Шмуэля традиционно считается здание на холме Наби Самуэль, возвышающийся близ въезда в Иерусалим по шоссе из Тель-Авива.

Теодор Лектор утверждает, что византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Шмуэля в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви.

В 10 в. арабский географ ал-Мукаддаси упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов.

В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил.

В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. Салах ад-Дином.

В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля.

Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.

Сегодня евреи снова посещают могилу.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САМУИЛ в ЭЕЭ
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация