Лившиц, Матус Яковлевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Лившиц Матус Яковлевич
Дата рождения:

12 февраля 1920(1920-02-12)

Место рождения:

Киев

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Дата смерти:

24 марта 2008(2008-03-24) (88 лет)

Место смерти:

Висбаден

Ма́тус Я́ковлевич Ли́вшиц (рум. Matus Livşiţ; 12 февраля 1920, Киев — 24 марта 2008, Висбаден, Германия) — молдавский советский искусствовед, специалист в области современного академического и декоративно-прикладного искусства Молдавии, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института этнографии и искусствоведения Академии Наук Молдавии, заслуженный деятель искусств Молдавии.

Содержание

Биография

Матус Яковлевич Лившиц родился в Киеве 12 февраля 1920 года. Его отец — Яков Израилевич Лившиц (1894—1921) — с 1918 года заведовал клубными курсами в 1-й Конной армии, затем был инспектором Наркомпроса по школам на Украине. Мать — Рахиль Евсеевна Туровская (1890—1971) — выпускница Фребелевского женского педагогического института в Киеве, работала методистом по дошкольному воспитанию.

После окончания «Образцовой средней школы» в Воронеже поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса отчислился и поступил в Институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ).

С 1941 года — в действующей армии, служил переводчиком немецкого языка первого разряда разведотдела штаба 34-й армии, затем 370-й стрелковой Бранденбургской дивизии. Участвовал в боях за взятие Варшавы и Берлина. Награждён орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны 1-ой степени и другими памятными военными медалями. 4 мая 1945 года участвовал во «встрече на Эльбе» с американскими войсками. По окончании войны служил в Межсоюзнической комендатуре в Берлине, участвовал в работе Нюрнбергского процесса.

В 1946 году демобилизовался и продолжил учёбу в Московском Государственном университете имени М. В. Ломоносова на филологическом факультете по специальности искусствоведение. После окончания университета в 1950 году был направлен по распределению в Кишинёв научным сотрудником музея изобразительных искусств. Кандидатскую диссертацию по теме «Пути развития изобразительного искусства Молдавии послеоктябрьского периода» защитил в Москве в 1964 году.

С 1960 по 1996 годы работал научным, старшим научным и ведущим научным сотрудником Отдела этнографии и искусствоведения Академии наук Молдавской ССР. В течение ряда лет был заведующим сектором искусствоведения в отделе этнографии и искусствоведения АН МССР. Член Союза художников СССР, был председателем и членом правления Союза художников Молдавии. Преподавал в Институте искусств им. Г. Музическу.

Опубликованная М. Я. Лившицем в кишинёвском журнале «Октябрь» (органе Союза писателей Молдавской ССР) статья «После съезда художников Молдавии» (№ 12, 1956) подверглась критике в периодической печати Молдавии, в том числе в журналах «Коммунист Молдавии» и «Днестр» («Против проповеди формализма. Об одной ошибочной статье в журнале Октябрь»). Последствием для Лившица было увольнение с работы с фактическим запретом на критическую деятельность, после чего он занялся народным декоративным искусством.[1]

Матус Лившиц — автор многочисленных искусствоведческих работ, изданных на русском, молдавском, английском, немецком, французском, эстонском и украинском языках. Им были составлены каталоги выставок ряда молдавских художников. Был членом редколлегии девятитомного издания «История искусства народов СССР» (Москва: «Изобразительное искусство», 1971—1984).

Последние годы жизни жил в Германии (Висбаден). Похоронен в еврейской части (Judischer Friedhof) кладбища Висбадена «Nordfriedhof».

Файл:ЛившицМатус.jpg
Матус Лившиц и художница Фира Греку (Кишинёв)

Семья

  • Жена (с 1950 года) — Лидия Германовна Жабицкая (род. 1927), кандидат психологических наук[2], доцент Кишинёвского государственного университета и Педагогического института имени И. Крянгэ.
  • Дочь — Светлана Матусовна Дмитренко (род. 1951), кандидат философских наук (1980) и doctor habilitat социологии (2000[3]), главный научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Молдовы. Её муж — театральный режиссёр и актёр Бэно Аксёнов, сын композитора Макса Шахновича Фишмана и хорового дирижёра, заслуженного деятеля искусств Молдавии Лидии Валерьяновны Аксёновой (род. 1923).

Книги

  • Выставка произведений художников Молдавии. Кишинёв: Партиздат, 1951.
  • Искусство Советской Молдавии. Москва, 1953.
  • Республиканский художественный музей МССР. Путеводитель. Кишинёв: Госиздат Молдавии, 1953.
  • 9 республиканская художественная выставка. Каталог (с А. Мансуровой и И. Жуматием). Кишинёв: Партиздат, 1955.
  • Передвижная художественная выставка. Кишинёв: Партийное издательство ЦК КП(б) Молдавии, 1955.
  • Александр Фойницкий (с И. Д. Жуматием). Кишинёв: Партиздат, 1956.
  • Изобразительное искусство Молдавской ССР (с А. Мансуровой). Москва: Советский художник, 1957.
  • Изобразительное искусство Молдавии (с Л. А. Чеззой). Кишинёв: Шкоала советикэ, 1958.
  • Искусство Советской Молдавии. Очерки. Живопись, скульптура, графика. Москва: Искусство, 1958.
  • Выставка произведений М. Греку (живопись) и С. Чёколова (прикладное искусство). С Е. Бонтей и И. Жуматием. Кишинёв: Партиздат, 1959.
  • Лазарь Дубиновский. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Национальные костюмы Молдавии (с А. Зевиной, параллельный текст на русском и молдавском языках). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Леонид Павлович Григорашенко. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1960.
  • Изобразительное искусство Молдавии (с Е. Бонтей и И. Можаевой). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Лазарь Дубиновский. Москва: Советский художник, 1961.
  • Изобразительное искусство МССР (альбом, с А. Мансуровой). Москва: Советский художник, 1967.
  • Искусство Молдавии: Очерки истории изобразительного искусства Молдавии (с Д. Д. Гольцовым и А. М. Зевиной). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1967.
  • Народное декоративное искусство Молдавии. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1968.
  • В. Зазерская (живопись). Кишинёв: Тимпул, 1968.
  • Декор в народной архитектуре Молдавии. Отделение этнографии и искусствоведения АН МССР. Кишинёв: Штиинца, 1971.
  • Искусство Молдавской ССР (на русском и молдавском языках). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1972.
  • Глеб Саинчук (с С. К. Кучуком). Кишинёв: Лумина, 1975.
  • Арта апликатэ а Молдовей. Кишинёв: Лумина, 1976.
  • Лауреат Премии ЛКСМ Молдавии имени Б. Главана Б. П. Эпельбаум-Марченко. Каталог выставки. Кишинёв: Штиинца, 1978.
  • Наум Эпельбаум: Каталог выставки. Кишинёв: Штиинца, 1978.
  • Декоративно-прикладное искусство Молдавской ССР (альбом). Москва: Советский художник, 1979.
  • Декоративно-прикладное искусство Молдавии. Отделение этнографии и искусствоведения АН МССР. Кишинёв: Штиинца, 1980.
  • Социалистический реализм и проблемы развития искусства Молдавии (редактор). Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Искусство Молдавии. Таллин: Кунст, 1983.
  • Молдавия: традиции — искусство — быт (с Н. Т. Дабижей). Составление, фотосъёмка и художественное оформление Е. А. Горбунова. (Перевод на русский А. Л. Бродского, на французский Л. С. Малай). Кишинёв: Тимпул, 1985.
  • Лазарь Дубиновский. Скульптура. Москва: Советский художник, 1987.
  • Актуальные вопросы изучения художественной культуры молдавского народа (редактор). Кишинёв: Штиинца, 1989.
  • Sculptura populară în lemn şi piatră din Republica Moldova (альбом).

Примечания

  1. Людмила Тома «Мужество иметь своё мнение». «Независимая Молдова», 21 февраля 1995
  2. Лидия Жабицкая — кандидат психологических наук
  3. Диссертация: «Человек на рынке труда: социальные проблемы занятости и безработицы» (см. здесь)

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация