Йеhуда hа-Наси

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Рабби Йеhуда hа-Наси (известен также как Раббену hа-кадош — «наш святой учитель», или просто Рабби) (ок. 135 — ок. 220, по другим данным — 217) — наси («князь», «патриарх»), глава Синедриона, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны, на которой базируется Талмуд и классический еврейский закон Галаха.


Содержание

Биография

Сын раббана Шим‘она бен Гамлиэля (II), потомок царя Давида. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива. Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре Адриане. Изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского. Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в Тверии, Бет Шеарим и Сепфорисе (Ципори). Как современники, так и последующие поколения относились к Иехуде hа-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с Шимоном Праведным, Маттитьяху Хасмонеем, Мордехаем и Эсфирью. Большая часть деятельности Иехуды hа-Наси протекала в Бет-Шеариме, где находилась возглавляемая им иешива; последние 17 лет своей жизни Иехуда hа-Наси провел в славившемся целебным климатом Циппори, куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья.

Учителя

Среди учителей Иехуды hа-Наси был его отец, а также Иехуда бар Илай, Шимон бар Иохай, рабби Меир и другие выдающиеся законоучители того времени.

Деятельность

Целью деятельности Иехуды hа-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль, формирование национальных религиозных институтов и поддержание национального единства. Признание Иехуды hа-Наси римскими властями во времена династии Северов главой палестинского еврейства в сочетании с его личным богатством обеспечили ученому возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя. Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие. Богатство Иехуды hа-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Иехуда hа-Наси освободил законоучителей (Талмид-хахам) от уплаты городских налогов (что, между прочим, имело и отрицательные последствия: увеличивая тяготеющее над остальными гражданами налоговое бремя, эта привилегия порождала недовольство прослойкой ученых). Иехуда hа-Наси принял ряд мер, направленных на улучшение экономического положения еврейского населения и на упрочение его позиций в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и затем восстания Бар-Кохбы резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года. Деятельность Иехуды hа-Наси в направлении внутренней консолидации еврейства нашла свое выражение также в том предпочтении, которое он оказывал ивриту перед арамейским языком, получившим в то время широкое распространение среди евреев. Влияние возглавляемого Иехудой hа-Наси бет-дина, который при нем приобрел наивысший авторитет, распространялось не только на Галилею, где находился наси, но и на всю страну и еврейскую диаспору. При Иехуде hа-Наси прерогатива объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к бет-дину. Почет, оказываемый Иехудой hа-Наси вавилонскому эксиларху, а также включение им вавилонских законоучителей в круг своих приближенных позволили Иехуде hа-Наси упрочить связи с влиятельной вавилонской диаспорой. Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, Иехуда hа-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов». По этой причине евреи, в отличие от самаритян, не присоединились ни к одной из сторон во время борьбы за власть между будущим императором Септимием Севером и Песценнием Нигером, вылившейся в 192 г. в гражданскую воину. Хотя отношение Иехуды hа-Наси к римлянам было отрицательным (ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/), он, однако, стремился поддерживать с властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей. Одним из результатов усилий Иехуды hа-Наси в этой области было достижение большей юридической автономии еврейства Эрец-Исраэль. Всеобщее признание исключительных заслуг Иехуды hа-Наси сыграло решающую роль в отношении к нему большинства современных ему законоучителей, хотя некоторые меры Иехуды hа-Наси вызывали критику и даже противодействие последних. Однако никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда авторитет Торы не был столь высок.

Труды

Главный труд Рабби Иеhуды hа-Наси заключался в систематизации Устного Закона. Эта работа завершилась составлением Мишны, в которой все законы иудаизма были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов.

Кодификация Мишны

Сочетание в личности Иехуды hа-Наси политического и административного дарования с глубокой ученостью снискали этому законоучителю высочайший авторитет, позволивший ему осуществить кодификацию Мишны. Отбирая материал, Иехуда hа-Наси стремился, очевидно, отразить в Мишне все богатство и разнообразие галахического (Галаха) творчества своих предшественников и современников, придав ей тем самым высокую степень универсализма. Эта цель определила подход Иехуды hа-Наси к материалу: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иехудой hа-Наси, стал собственно Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты. Статус и личный авторитет Иехуды hа-Наси сделали составленный им свод основой учения и юридических решений, которые по своему значению и святости уступали лишь Священному Писанию. Галахическое творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне — Гемара. Многие амораи первого поколения были учениками Иехуды hа-Наси. На смертном одре Иехуда hа-Наси завещал: «Моему сыну Шимону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Иехуда hа-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было быть непосредственной прерогативой наси, а не Синедриона, как это было ранее. Иехуда hа-Наси был похоронен в Бет-Шеариме.

Время деятельности Йеhуда hа-Наси в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение



Предшественник:
Шимон бен Гамлиэль II
Иеhуда hа-Наси
165 (ок.) - 220 (ок.)
Преемник:
Гамлиэль III


Ссылки

  • Статья «Иехуда ха-Наси» в Электронной еврейской энциклопедииceb:Yehuda haNasifa:یهودا هناسیja:イェフーダー・ハン=ナーシー

nl:Jehoeda Hanassi pl:Juda ha-Nasi tr:Rabi Yehuda HaNasiУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках