Родители и дети - обычаи в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Родители И Дети. Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божье (Быт. 22:17; 32:13). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт. 30:1; I Сам. 1:10). Дети хранят семейное имя (Чис. 27:4, 8), поэтому цель левиратного брака — сохранить имя человека, умершего бездетным. Если жена была бесплодна, муж брал себе другую; иногда жена отдавала мужу в наложницы свою рабыню, дети которой считались в этом случае детьми госпожи (Быт. 16:2, 3).
Любовь к детям как характерная черта древней израильской цивилизации очень рано столкнулась с распространенным среди народов Ханаана обычаем принесения детей в жертву (см. Жертвоприношение), следы которого сохранились в Библии, где во многих местах сурово осуждаются пережитки этого варварского культа (Быт. 22; II Цар. 21:6; Иер. 7:31; Иех. 23:39; Миха 6:7, см. также Акеда; Ифтах).
Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали (Иех. 16:4). Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью (Быт. 21:7, I Сам. 1:23). Позднее состоятельные и знатные израильтяне стали прибегать к услугам кормилиц (II Сам. 4:4; II Цар. 11:2; ср. Иех. 2:9). Отлучение от груди происходило сравнительно поздно (II Макк. 7:28) и сопровождалось особыми празднествами (Быт. 21:8; II Сам. 1:24). Имя давалось ребенку тотчас после рождения, в отличие от современного обычая называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания (См. также Имена).
Мальчикам как потенциальным продолжателям рода в семейном праве древних израильтян (как и у многих других народов) оказывалось предпочтение, в частности, в порядке наследования имущества (Чис. 27:8). Особым преимуществом пользовался первенец, который, согласно библейским представлениям, предназначался Богу (Иех. 13:12–15; 22:29); его доля в наследстве вдвое превышала долю остальных сыновей (Втор. 21:17). После смерти отца первенец становился главой семьи, на него возлагалась забота о незамужних сестрах. Особенностью семейного права древних израильтян было предоставление известных прав наследования и женщинам (см. Право наследования).
Первые годы жизни ребенка воспитывала в основном мать (ср. Пр. 1:8). Когда дети становились старше, ответственность за воспитание сына принимал на себя отец (Быт. 18:19; Иех. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7); о воспитании дочери до ее замужества продолжала заботиться мать (Миха 7:6). Дети обязаны были почитать обоих родителей (Иех. 20:12; Втор. 5:16; см. Десять заповедей). Недостаточное уважение к родителям пророки (см. Пророки и пророчество) считали признаком разложения общества (Иех. 22:7; Миха 7:6; Пр. 20:20). Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле (Быт. 28:7; Лев. 19:3; Втор. 21:18–21; Пр. 1:8; 30:17). Отец обладал почти неограниченной властью в семье: он мог выдать дочь замуж по своему усмотрению и даже в определенных случаях продать ее в рабство (Иех. 21:7–11, ср. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Нех. 5:5), имел право отменить обет, данный его незамужней дочерью (Чис. 30:4–6); ему причиталась плата за нанесенный ей ущерб (Иех. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Втор. 22:28–29). Овдовевшая или разведенная женщина имела право вернуться в дом своего отца (Быт. 38:11, Лев. 22:13; Руфь 1:15). Отец обязан был не допускать блуда дочери (Лев. 19:29).
Положение Десяти заповедей, что дети несут наказание за грехи родителей «до третьего и четвертого рода» (Иех. 20:5; Втор. 5:9), уже в других разделах Библии трактуется как относящееся лишь к тем, которые упорствуют в дурных делах своих родителей, в то время как живущие по законам Торы не отвечают за грехи отцов (ср. Втор. 24:16; Иер. 31:29–30; Иех. 18). За добрые деяния родителей детям воздается «до тысячи поколений» (Иех. 20:6; Втор. 5:10).
В талмудическую эпоху древнее семейное право, основанное на библейских предписаниях, подвергается подробной кодификации и приводится в соответствие с изменившимися нравственными представлениями. Деторождение по-прежнему трактуется как религиозный долг всякого еврея. Человека, отказывающегося вступить в брак и растить детей, рабби Элиэзер уподобляет убийце (Тосеф., Иев. 8:4). Согласно Мишне (Иев. 6:6, 61а–64а), заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) считается выполненной, по школе Гилельа, после рождения хотя бы по одному ребенку каждого пола, а по школе Шаммая (см. Бет-Гилель и Бет-Шаммай) — после рождения двух мальчиков. Бездетность в течение десяти лет была достаточным основанием для мужа дать жене развод.
Мидрашистская легенда гласит, что в момент рождения ребенка ангел касается его лица, чтобы он забыл небесные видения и мудрость, которой обладал до рождения. Бог поручает детей заботам родителей: на отце лежит обязанность сделать сыну обрезание (в особых случаях обрезание может делать мать, ср. Иех. 4:24–26), совершить выкуп первенца у коhена; он должен дать сыну религиозное образование, научить плавать (Кид. 40а), обучить ремеслу и найти ему невесту. Родителям строго запрещалось оказывать особое предпочтение одному из своих детей (Шаб. 10б).
Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянет или ударит родителя (Иех. 21:15,17; Лев. 20:9; Втор. 27:16); сын, восставший на родителей, должен быть побит камнями (Втор. 21:18–21). Однако уже в Пятикнижии право наказания преступного сына предоставляется не родителям, а суду (Втор. 21:19). Талмуд, не отменяя прямо права родителей наказывать смертью строптивого сына, обставляет библейский закон такими ограничениями и оговорками, которые делают невозможным его применение (Санх. 71а). Законоучители Талмуда видели в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей, предшествующего приходу Мессии (Сота 49б; Санх. 97а).
Поскольку в библейском законодательстве не содержится прямых предписаний родителям о содержании детей, законоучители Талмуда считают, что эти обязанности относятся не к сфере права, а к сфере этики. Попытки придать обязанностям родителей силу принудительного закона предпринимались неоднократно, однако, как правило, не получали признания. Синедрион в г. Уша принял постановление о том, что отец обязан содержать сыновей до 13, дочерей — до 12 лет. Поскольку авторитет этого синедриона оспаривался многими раввинами, всеобщее признание получила халаха (см. Галаха), согласно которой закон обязывает отца содержать своих детей до достижения ими шестилетнего возраста; необходимость дальнейшего содержания определяется лишь законом морали, однако отцу настоятельно рекомендуется делать все возможное для удовлетворения нужд своих детей (Кт. 49б, 65б; Ш. Ар., ЭхЭ. 71:1). (В новое время раввинистические авторитеты признали необходимость правовых гарантий, защищающих интересы детей старше шести лет. Это выразилось в постановлении Верховного раввинатского совета Палестины /1944/, которое обязало отца содержать детей обоего пола до достижения ими пятнадцатилетнего возраста при условии, что у них нет иных источников существования.) Согласно талмудическому праву, все приобретения и находки ребенка принадлежат отцу, однако отец не имеет права пользоваться собственным имуществом ребенка. За ущерб, который его дети причиняют другим лицам, отец несет лишь моральную ответственность; она снимается с него, когда девочке исполняется 12 лет и один день, а мальчику — 13 лет и один день (см. Бар-мицва, Бат-мицва). В вопросах владения недвижимостью совершеннолетними признаются люди с 20 лет.
Заповедь «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Соблюдающий эту заповедь получит вознаграждение как в этой жизни, так и в будущей (Пеа 1:1). Законоучители Талмуда приравнивали почитание родителей (киббуд ав ва-эм) к почитанию самого Бога (Кид. 30б). Комментируя библейский текст, они говорили, что, поскольку ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца, Пятикнижие предписывает почитать сначала отца, а затем — мать (Исх. 20:12); в то же время он больше боится отца, чем матери, поэтому Пятикнижие упоминает в этой связи сначала мать, а затем — отца (Лев. 19:3; Кид. 30б–31а).
Законоучители расходились во мнениях по вопросу о том, должен ли сын нести расходы, связанные с соблюдением заповеди почитания родителей. Галаха предлагает компромиссное решение, согласно которому бремя расходов возлагается на сына только в том случае, если отец впал в нужду (Кид. 32а). Особое внимание Талмуд уделяет и форме исполнения заповеди. Сын может не получить свою долю в будущей жизни (см. Олам hа-ба), если самую изысканную пищу предложит отцу нехотя, но может заслужить ее, если почтительно попросит отца выполнить самую тяжелую работу (Кид. 32а; ТИ., Кид. 1:7, 61б). Сын не должен сидеть или стоять на месте, обычно занимаемом родителями, не должен возражать им или поддерживать их оппонентов в ученом споре (Кид. 31б). Отец может освободить сына от обязанностей, возлагаемых на него заповедью (Кид. 32а).
В соблюдении этой заповеди законоучители Талмуда видели главное средство сохранения в чистоте наследия отцов — вечных ценностей еврейской религии, однако Талмуд приводит множество примеров заслуживающего похвалы соблюдения заповеди почитания родителей не только евреями, но и язычниками (Кид. 31а–б). Так, язычник Дама, сын Нетины из Ашкелона, признается примерным сыном, потому что он не пожелал разбудить своего отца и достать лежавший у него под подушкой ключ, хотя это было необходимо для заключения весьма выгодной сделки (Кид. 31а). По преданию, рабби Тарфон склонялся, чтобы дать своей матери возможность, наступив на него, подняться на ложе; рабби Иосеф вставал, заслышав шаги приближавшейся матери, которую он почтительно называл Шхиной (Кид. 31а–б).
Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе (см. также Образование еврейское). Здорового сына следует начинать учить Библии с пяти лет, Мишне — с десяти, соблюдению закона — с 13, Гемаре — с 15 лет. Бытовало и другое мнение, что образование ребенка следует начинать с того момента, когда он начинает членораздельно говорить. В средние века первый день посещения ребенком школы отмечался как праздник. Еврейская традиция придавала образованию особое значение, что отразилось в многочисленных произведениях еврейской литературы всех времен о необычайно одаренных детях. В новое время эта традиция выразилась в стремлении евреев дать своим детям образование, обеспечить приобретение ими профессии, гарантирующей достаточно высокий общественный статус; в США и Советском Союзе выросло поколение евреев, подавляющее большинство представителей которого получило высшее или среднее образование.
Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. В библейские времена дети принимали участие в религиозных церемониях, в субботний год их приводили в Храм во время чтения царем Второзакония (ср. Втор. 31:10–12). Мишна предлагает постепенно приучать детей к посту в Иом-Киппур (Иома 8:4), а Гемара предписывает отцу приобретать для сына таллит, тфиллин и лулав, как только ребенок становится способен понять их значение (Сук. 42а). Родителям также рекомендуется брать с собой детей в синагогу, где они допускаются к совершению некоторых действий (например, к свертыванию свитка Торы); они участвуют в праздновании Симхат-Тора и пасхального седера (см. также Хаггада пасхальная).
Еврейское право не предусматривает дискриминации в отношении внебрачных детей, в отличие от детей, рожденных от запретных связей (см. Половая жизнь; Мамзер). В Государстве Израиль юридические аспекты отношений между родителями и детьми определяются нормами еврейского права. По израильскому закону отец обязан содержать своих детей до достижения ими 15-летнего (а в особых случаях — 18-летнего) возраста. Родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым, заботиться об их воспитании, образовании и приобретении ими профессии. При решении вопроса, с кем из родителей, в случае их развода, останется ребенок, израильское семейное право руководствуется в первую очередь соображениями блага ребенка. Дети обоего пола, не достигшие шестилетнего возраста, обычно остаются с матерью, так же как и девочки старше шести лет, а мальчики старше шести лет — с отцом (это может быть изменено ради блага ребенка). Собственность несовершеннолетнего используется на его нужды только в том случае, если суд признает родителей неспособными обеспечивать ребенка. Приемные дети пользуются теми же правами, что и родные дети. Израильский закон обеспечивает также право престарелых или нетрудоспособных родителей на материальную помощь совершеннолетних детей.
В Государстве Израиль уделяется большое внимание охране здоровья и воспитанию детей. В стране существует широкая сеть разнообразных детских учреждений (см. Государство Израиль. Образование). Имеются сотни дневных дошкольных заведений, обслуживающих десятки тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. Районные общественные центры, помимо разнообразной по форме работы с детьми и молодежью, помогают семьям новых репатриантов, детям и молодежи из малообеспеченных семей. Об охране интересов детей, живущих в условиях, которые могут оказать неблагоприятное влияние на их развитие, заботятся специальные учреждения.
См. также Брак; Женщина; Мамзер; Право наследования; Семья; Образование; Воспитание.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОДИТЕЛИ И ДЕТИ в ЭЕЭ