Самарканд (ЭЕЭ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: Самарканд
Источник: | ||||||||
|
Самарканд, город в Узбекистане, административный центр одноименной области. Основан не позднее 4 в. до н. э. (первоначальное название Мараканда). По некоторым данным, евреи жили в Самарканде уже в 1 в. н. э. (когда город был столицей государства Согд), а в 9 в. здесь возникла крупная община, упоминаемая в «Книге путешествий» Биньямина из Туделы (вторая половина 12 в.). Согласно полученным им сведениям (сам путешественник в городе не был), в это время в Самарканде жили 50 тыс. евреев (истинная численность еврейского населения города была, по всей видимости, в несколько раз меньше); общину возглавлял выборный руководитель, носивший титул наси. В Самарканде бытовала легенда о том, что некий еврейский мудрец научил жителей города обрабатывать дерево, строить большие дома, облицовывать их и прокладывать акведуки с трубами из свинца. Евреи Самарканда сильно пострадали в 1220 г., когда монголо-татарские войска Чингисхана разрушили город; в этот период община, по-видимому, полностью прекратила свое существование. Позднее она возродилась, но вновь пришла в упадок с захватом города Баб Мехмет Ханом в 1598 г.
В 17 в. – первой половине 19 в., когда Самарканд находился в составе Бухарского ханства (см. Бухара; Бухарские евреи), в городе действовали дискриминационные антиеврейские установления, основанные на Омаровых законах (см. также Зимми); нередки были попытки насильственного обращения в ислам, что вело к появлению многочисленных чала (у них даже был отдельный ряд на городском рынке). С евреев взималась подушная подать джизья. Во главе общины стояли светские руководители — калонтары (как правило, их было двое, а иногда и больше); эта должность существует по сей день. До конца 1860-х гг. одной из главных обязанностей калонтаров был сбор джизьи. В 1843 г. евреи Самарканда приобрели за десять тысяч тоньга большой участок земли, на котором был построен обособленный квартал еврейский (махаллай яхудиюн), делившийся на 12 участков (по числу колен Израилевых). В 1840–50-х гг. в Самарканде поселилось большое число евреев, бежавших из Мешхеда после вынужденного перехода в ислам; в 1920–30-х гг. практически все их потомки вернулись в Персию (Иран).
В 1868 г. Самарканд был занят русскими войсками и включен в состав Туркестанского края (в 1887 г. создана Самаркандская область). Евреи Самарканда помогали русской армии и приняли участие в обороне города в мае 1868 г., когда войска бухарского хана при поддержке повстанцев-мусульман пытались его отбить. Новые власти отменили почти все антиеврейские законы, в 1870 г. освободили общину от уплаты джизьи. В городе начали селиться ашкеназы, однако их число первоначально было невелико. Быстро росла еврейско-бухарская община Самарканда: если в 1873 г. в еврейском квартале города насчитывалось 168 домовладельцев (общую численность его населения можно оценить в 840 человек), то к 1888–89 гг. в Самарканде уже проживали 3792 «туземных» еврея; город был, таким образом, крупнейшим еврейским центром Средней Азии. Приток ашкеназов увеличился после того, как в 1896 г. Самарканд был соединен железной дорогой с Красноводском. В 1897 г. в городе насчитывалось 4307 евреев (около 8% всего населения), в 1907 г. — 5266. В 1880-х гг. евреи Самарканда начали переселяться в Эрец-Исраэль; они были в числе организаторов еврейско-бухарской общины Иерусалима, созданной в 1891 г.
В 1885–90 гг. в центре еврейского квартала Самарканда была построена большая синагога с купольным перекрытием высотой в 12 м. Всего в Самарканде в начале 20 в. было около 30 синагог, однако лишь пять из них власти зарегистрировали официально.
После свержения монархии в России (февраль 1917 г.) в Самарканде начали создаваться сионистские кружки (см. Сионизм), в которых участвовали и бухарские евреи, и ашкеназы. В Самарканде были созданы еврейский культурный центр и средняя школа с преподаванием на иврите. В 1919 г. возобновилась алия бухарских евреев Самарканда (прервавшаяся в 1914 г., с начала Первой мировой войны); основной поток направлялся в Эрец-Исраэль через Персию. Вскоре после установления в Самарканде советской власти (1919) сионистская деятельность была запрещена, община упразднена, а ее имущество передано комиссариату по делам национальностей. Позднее по требованию Евсекции была закрыта школа с преподаванием на иврите.
В 1926 г. численность еврейско-бухарской общины Самарканда составила 7740 человек, в 1935 г. — 9832 человека (8% всего населения города); она оставалась самой большой общиной бухарских евреев. Почти все они жили в еврейском квартале (с 1926 г. — квартал Восток), где составляли 95% населения. В Самарканде насчитывалось также несколько сот ашкеназов. Работали средняя школа с преподаванием на еврейско-таджикском языке (свыше 1400 учащихся), Еврейский музей (с 1931 г.; экспозиция, составившая его основу, существовала с 1922 г.) и театр, где ставились спектакли на еврейско-таджикском языке (с 1932 г.).
Ограничения частного предпринимательства, вводившиеся властями со второй половины 1920-х гг., привели к разорению почти всех еврейских торговцев и ремесленников; многие из них стали наемными рабочими на государственных предприятиях, в особенности на расположенной в квартале Восток текстильной фабрике «Кужум». Близ Самарканда был создан еврейско-бухарский колхоз. В то же время значительной части еврейской молодежи удалось в 1920–30-х гг. получить среднее и высшее образование, что позволило многим из них стать впоследствии партийными, советскими и хозяйственными руководителями (в основном среднего и низшего звена). Хотя в 1924 г. эмиграция была запрещена, нескольким сотням евреев Самарканда удалось до середины 1930-х гг. нелегально покинуть страну; основная их часть поселилась в Эрец-Исраэль, некоторые осели в Персии. В 1930 г. в кишлаке Агалык близ Самарканда на евреев был возведен кровавый навет.
С середины 1930-х гг. в Самарканде, как и во всей Средней Азии, развернулась кампания, направленная на искоренение культурной самобытности бухарских евреев. Прекратилось преподавание на еврейско-таджикском языке, закрылся театр. В Самарканде осталась лишь одна синагога. В результате «советизации» еврейского музея, проведенной в 1935 г., из него были изъяты экспонаты, связанные с религией или напоминавшие об исторических связях бухарских евреев с Эрец-Исраэль, а в апреле 1938 г. музей был окончательно закрыт. Позднее власти ликвидировали еврейско-бухарский колхоз; его председатель, по некоторым сведениям, был репрессирован.
В годы советско-германской войны в Самарканде среди эвакуированных были тысячи евреев из западных районов страны, оккупированных немецкими войсками. Местная община оказывала эвакуированным евреям посильную помощь; впоследствии почти все они покинули город. По данным переписи населения, в 1959 г. в Самаркандской области жили 14 496 евреев. В 1950–70-х гг. в Самарканде работала одна синагога, расположенная в квартале Восток; в ней было выделено помещение для ашкеназов. Существовало отдельное еврейское кладбище. Духовные и светские лидеры еврейско-бухарской общины находились под жестким контролем властей и неоднократно подвергались преследованиям; так, в 1950 г. все руководители общины (13 человек) были арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения.
В 1970 г. численность еврейского населения Самарканда составила 12 920 человек, Самаркандской области — 15 964 человека; в основном это были бухарские евреи. В конце 1960-х гг. эмиграция из Самарканда возобновилась. Большинство бухарских евреев, покинувших Самарканд до конца 1970-х гг., переселилось в Израиль; некоторые отправились в Соединенные Штаты Америки и другие страны. В 1979 г. в Самарканде проживали 12 345 евреев, в Самаркандской области — 14 329; в 1989 г., соответственно, — 11 742 и 13 864. Массовый выезд евреев из Самарканда вновь начался на исходе 1980-х гг.: только в 1989–91 гг. отсюда переселились в Израиль 4300 человек.
В начале 1990-х гг. в Самарканде насчитывалось семь–восемь тысяч евреев. Легально действуют общинные организации, работают синагоги. На курсах изучения иврита преподают учителя из Израиля.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ