Эмунот ве-Деот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Raphael | |
01/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Эмунот ве-Деот[1] (ивр. אמונות ודעות - "Веры а мнения") - труд Саадьи Гаона, первое систематическое изложение религиозной философии. Свою работу Саадия писал в соответствии с мусульманскими канонами, это нашло своё отражение в логике изложения.
Трактат состоит из введения и 10ти глав.
Содержание |
Введение
Саадия придерживался взлядов, противоположных караимам, отвергавшим Устный Закон (Мишна и Талмуд), а потому в своём труде изложил положения раввинистического иудаизма.
Во введении автор упоминает о причинах, побудивших его написать "Эмунот ве-Деот". Его сердце было крайне расстроено, когда он увидел запутанное отношение к вопросам религии у своих современников - как у соблюдающих, так и у отрёкшихся от иудаизма. Люди тонули в море сомнений, их захлёстывали волны духовных ошибок, и некому было им помочь. И Саадия почувствовал, что обязан уберечь их от опасности путём укрепления верующих в их вере, и спасения сомневающихся от их страхов.
После этого описания о причинах неверия и сущности веры Саадия описывает 3 природных источника знания, а именно: восприятия чувств, свет разума и логические выводы. Четвёртый источник доступен только богобоязненным, ибо они черпают "истинное откровение" в Священном Писании.
Краткое содержание
Содержание
Сотворение мира
При описании сотворения мира Саадия доказывает свою точку зрения, при этом 3 из 4 доказательств родились под влиянием аристотелевской философии, которое можно проследить и в других местах книги. В ходе рассуждений автор приходит к выводу, что мир был сотверён из ничего. Дальнейшие положения книги опровергают другие теории происхождения мира (эта часть даёт наиболее интересную информацию о знании Саадией греческой философии) а затем опровергают и возражения против мнения Торы.
Единство Творца
Откровение и Заповеди
Божественные заповеди (мицвот), описанные в Торе, были даны человечеству по милости Творца как средство достижения полноты счастья. Согласно классификации, заимствованные Саадией из исламской теологии (но иудейской по сути), на рациональные и иррациональные (сокрытые), хотя и последние можно истолковать логически. Затем автор спорит с точкой зрения индуистов брахманов о бесполезности пророчеств. Далее Саадия рассказывает о содержании Торы, о доверии к иудейской традиции, опровергая мнения, что законы Израиля отменены.
Свобода воли: послушание и непослушание
Основу этого раздела составляет взаимодействие теорий о свободе воли и о всемогуществе и всеведении Бoга. Саадия начинает с антропоцентрических постулатов о том, что человек - цель творения и заканчивает примерами из Торы относительно свободы действий человека
Достоинства и недостатки
Автор делит людей на 10 категорий сообразно с их достоинствами и недостатками, с их религиозными и моральными качествами. Например, при описании благочестивых и нечестивых, Саадия описывает такую проблему как страдания первых и счастье вторых. Смирение, считает автор, приводит к покоянию, молитве и прочим признакам благочестивого человека.
Душа и смерть
Воскресение мёртвых
Мессианские ожидания
Будущий мир
Нравственное поведение, мысли и вера
Переводы
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Источники
Примечания
- ↑ Оригинальное название كتاب الأمانات والإعتقادات (Китаб аль аманат валь-и' тикадат — "Книга о верованиях и религиозных мнениях")
Ссылки
- http://www.archive.org/details/kitbalamnt00saaduoft "Эмунот ве-Деот" в оригинале (араб.)
- http://www.daat.ac.il/daat/mahshevt/kapah/tohen-2.htm "Эмунот ве-Деот" - перевод на иврит