Янина (ЭЕЭ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Янина, город в Греции. Административный центр нома Янина в области Эпир на северо-западе Греции. Впервые упоминается в 9 в. как город в составе Византии, в 1431–1913 гг. — в составе Османской империи.
Первое упоминание о евреях в Янине относится к концу 9 в., в это время внутри городских стен была синагога. Более подробные сведения о жизни евреев Янины относятся к началу 14 в. Византийский император Андроник II Палеолог (1282–1328) в указах 1319 г. и 1321 г. напоминал жителям империи, что евреи Янины являются подданными императора и находятся под его защитой. В городе проживали романиоты, говорившие на еврейско-греческом языке. Евреи Янины делились на две группы: те, которые жили в городе давно, и приехавшие недавно. Евреи, давно проживавшие в городе, должны были нести разные повинности в пользу православной церкви, например, один день в неделю работать на ее нужды. Так, в одном из императорских указов упоминались имена нескольких евреев, которые должны были мыть пол в городском кафедральном соборе. Положение евреев улучшилось после перехода Янины под власть Османской империи.
После изгнания евреев из Испании в 1492 г. многие из них поселились в разных городах Османской империи, в том числе и в Янине. Между сефардами и романиотами существовали различия в литургии, ряд молитв и библейских книг в синагогах романиотов читались на еврейско-греческом языке, поэтому сефарды решили в 1540 г. построить сефардскую синагогу за пределами городских стен. С этого времени в городе существовали две общины. Проблемы они решали между собой и в отношениях с властями выступали как единое целое. Во главе общин стоял ваад (совет; ср. Ваад четырех земель, Литовский ваад, Моравский ваад) в составе девяти членов (шесть представителей от романиотов и три представителя от сефардов). Большинство общины составляли романиоты. Некоторые раввины из Эрец-Исраэль, направлявшиеся в Европу, на какое-то время оставались в Янине и были раввинами, в том числе Назир Моше hа-Леви, раввин Янины в 1668–71 гг.
Город был крупным торговым центром юго-востока Европы. Большинство евреев занималось торговлей, многие — шелкоткачеством, красильным делом; некоторые были ювелирами, изготовляли изделия из серебра. В середине 18 в. в городе жили примерно двести еврейских семей (приблизительно 800 человек). В 1788–1822 гг. Янина была под властью Аги-паша Тепленского, крупного албанского феодала, создавшего фактически независимое государство. Он обложил евреев Янины тяжелыми налогами и запретил им выезжать из города. Упадок Османской империи во второй половине 18 в. – первой половине 19 в. ухудшил положение евреев. Внутренние распри и ослабление центральной власти, восстания разных народов против власти султана приводили к преследованиям евреев. Напряженность в городе резко возросла в 1821 г. в результате греческого национально-освободительного восстания под руководством А. Ипсиланти. В город прибыли многочисленные еврейские беженцы, спасавшиеся от отрядов повстанцев. Внутри Янины греки обвиняли евреев в преданности Османской империи. Во время православной Пасхи 1872 г. в городе вспыхнули антиеврейские волнения, один еврей был убит, многие ранены. Когда стало известно, что митрополит греческой православной церкви в Янине играл активную роль в организации беспорядков, он был уволен указом великого визиря Турции.
В конце первой четверти 19 в. еврейское население Янины насчитывало около двух тысяч человек — примерно 500 семей. Первая статистическая перепись 1856 г. установила, что в городе живут 343 еврейские семьи (в семье было в среднем шесть человек). В конце 19 в. в городе существовала влиятельная еврейская община, и ее значение возрастало. В 1904 г. еврейское население Янины составляло 2500 человек. С начала 20 в. многие евреи стали уезжать из Янины в другие страны, в первую очередь в США, но многие перемещались в Грецию (Афины). В 1904 г. в Янине были открыты еврейские мужская и женская школы. В это время в городе работали две синагоги, два молитвенных дома, талмуд-тора, около 10 еврейских благотворительных учреждений. В начале 20 в. экономическое положение еврейского населения Янины было очень тяжелым, что было вызвано резким падением значения Янины как торгового центра, в то время как основным занятием еврейского населения была торговля. Представители различных еврейских организаций, приезжавшие в Янину в начале 20 в., отмечали огромное число бедных, наличие всего двух-трех богатых еврейских семей, представители которых возглавляли еврейскую общину. Так, многолетним руководителем общины был Дон Гион Эфенди (1832–1914), крупный торговец сельскохозяйственной продукцией, судья военного суда, депутат турецкого парламента.
В 1905 г. в Янине была создана первая сионистская организация — Амелей Цион, которая стремилась объединить всех евреев города сионистскими идеями.
Евреи Янины вместе со всем населением города испытывали большие трудности во время балканских войн 1912–13 гг. Вскоре после перехода Янины к Греции в старинной синагоге города торжественно встречали короля Константина I (1913–17, 1920–22).
В 1914 г. 30 еврейских семей из Сицилии переехали в Янину. Они построили молитвенный дом и придерживались своей литургии. В 1910–30 гг. большинство евреев были торговцами, продавцами в магазинах, рабочими. Принятый греческим парламентом в 1924 г. закон, запрещавший торговлю по воскресеньям, нанес тяжелый удар по еврейским торговцам. После окончания греко-турецкой войны 1919–22 гг. и подписания мирного договора произошел обмен населением между Грецией и Турцией. В рамках этого обмена ряд еврейских семей из Янины выехал в Турцию, откуда в свою очередь переехали в Янину некоторые еврейские семьи. В 1920–30 гг. многие евреи уехали из Янины в США, Турцию, Францию, некоторые — в Эрец-Исраэль.
В 1940 г. многие евреи Янины были призваны в греческую армию и сражались с октября 1940 г. по 2 июня 1941 г. против итальянских и германских войск. Город был захвачен немцами, но передан итальянцам и вошел в итальянскую зону оккупации. В 1941 г. в городе насчитывалось около двух тысяч евреев. Хотя евреи страдали от различных ограничений, их не преследовали — итальянские власти не следили за соблюдением расовых законов. Весной 1943 г. лидеры еврейской общины стали получать тревожную информацию о том, что происходит в немецкой зоне оккупации. Глава еврейской общины Моше Кофинас считал, что нужно предупредить евреев об угрожающей опасности, что молодежь должна присоединиться к партизанам. Заместитель главы общины Шабтай Кабли решительно выступал против вступления евреев в партизанские отряды и считал, что в ближайшее время непосредственной опасности для евреев нет. В конце июля 1943 г. в город вошла дивизия войск СС, командир дивизии пытался успокоить руководство еврейской общины, говоря, что им ничего не угрожает, так как евреи Янины отличаются от других евреев и говорят по-гречески. В августе 1943 г. подпольщики убили германского солдата, в ответ на это по приказу немецкого командования были расстреляны 10 заложников, среди них — три еврея.
После капитуляции Италии 8 сентября 1943 г. немецкие войска заняли итальянскую зону оккупации. В скором времени все евреи города прошли регистрацию. 1 марта 1944 г. были арестованы четыре члена ваада еврейской общины во главе с М. Кофинасом. Они смогли переправить письмо из тюрьмы, в котором призывали евреев немедленно бежать из города. 24 марта 1944 г. в ночь с пятницы на субботу немецкие войска вместе с соединениями греческой полиции окружили все дома в городе, в которых проживали евреи. Дома христиан были заранее помечены крестами. Только несколько евреев успели бежать и укрыться у греков. Было арестовано 1870 человек, которые в скором времени были отправлены в Освенцим, из них вернулись в город 164 человека. Не пострадало здание старинной синагоги. Процесс возвращения евреям конфискованного имущества занял ряд лет из-за бюрократической волокиты. В течение нескольких лет более половины вернувшихся покинули город из-за тяжелых условий жизни. Сейчас в городе проживает несколько десятков евреев.