Цирк (ЭЕЭ)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:08, 23 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Цирк. Цирковое искусство складывалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Профессиональные цирковые актеры выступали уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

В эллинистическую эпоху на территории Иудеи были построены первые цирки, где происходили состязания в езде на колесницах, борьба гладиаторов, звериные бои и тому подобные зрелища.

В римскую эпоху царь Ирод Великий ввел гладиаторские игры при участии диких животных и приговоренных к смерти людей. Императоры Веспасиан и Тит устраивали массовые избиения евреев в цирке.

Театрально-спортивные представления греков и римлян, развившиеся из языческого культа, воспринимались как одна из форм идолопоклонства и осуждались законоучителями Талмуда (Ав. Зар. 18б). Рабби Меир был, согласно традиции, первым, кто истолковал слова из книги пророка Иеремии (17:15): «Я никогда не сидел в кругу веселящихся людей...» как осуждение подобных зрелищ. В талмудической литературе цирки объединены с театрами (Шаб. 150а), законоучители считали их символами греческой и римской культуры, в отличие от бет-мидраша и синагоги, символизирующих еврейскую культуру (ТИ., Бр. 4:2). Согласно мидрашу, Нооми предостерегает Руфь от посещения нееврейских театров и цирка (Руфь Р. 2:22). Мидраш упрекает простых людей, которые все же посещают представления (Танх. Б., Исх. 2). Талмуд предсказывает, что когда-нибудь на месте театров и цирков будут изучать Тору (Мег. 6а).

Законоучители осуждали цирк еще и потому, что там высмеивали евреев. Рабби Аббаху (см. Амораи. Поколение амораев) описал подобное представление, устроенное в Кесарии, на котором опьяневшие зрители потешались над нищетой евреев, их обычаями, а актеры изображали молящихся в субботу евреев (Плач Р. 17). (Отрицательное отношение к цирку было присуще и христианам в первые века новой эры. Гонители христиан устраивали для потехи черни их избиение в цирке).

Однако с течением времени евреи стали мириться с цирковыми зрелищами. Шимон бен Лакиш был в молодости цирковым актером, и в его высказываниях иногда встречаются некоторые ассоциации, связанные с цирковым прошлым. Существует много легенд о неимоверной силе и атлетическом телосложении этого мудреца.

В Византийской империи в 5–7 вв. были распространены цирковые бега на колесницах; в представлениях активно участвовали евреи. Болельщики разделялись на партии «голубых» и «зеленых» и носили одежду соответствующих цветов. Евреи состояли преимущественно в партии «голубых». Часто скачки заканчивались еврейскими погромами; так, в 432 г. синагога в Антиохии была разрушена «зелеными», в 484 и 507 гг. евреи подверглись нападениям. В мидраше 7 в. встречается цветовая символика, характерная для византийского цирка, причем неевреи наделяются зеленым цветом.

Формы циркового искусства у евреев в средние века были близки театральным жанрам (см. Театр. История еврейского театра. Элементы театрального искусства у евреев — от древности до середины 18 века).

В конце 18 в. – начале 19 в. цирковые представления отделились от площадных жанров народного искусства, и их стали давать в закрытых помещениях — шатрах, шапито, зимних цирках. В этот период в цирке появились евреи-актеры. Во Франции были известны клоуны А. Ольшанский и Р. Зейферт, внесшие в клоунскую манеру строгое исполнение, сочетавшееся с гармоничным гримом и костюмом. Формировались синтетические жанры, например, эквилибрист-эксцентрик. Представителем такого направления стал в США артист Э. Гордон. В Европе наездник Я. Бейтс установил традицию 13-метрового в диаметре манежа, позволяющего достичь особой устойчивости всадника при круговой гонке, такие цирки Бейтс построил в Москве и Петербурге. В 1873 г. Ф. Т. Барнум (1810–1891) построил в США огромный передвижной цирк, где представления шли на трех аренах сразу. А. Саламонский (1839–1913) как наездник дебютировал в 1862 г. в Берлине, гастролировал в Европе, в том числе в России. В 1873–79 гг. был владельцем цирка в Берлине. В 1880 г. обосновался в Москве, построил стационарный цирк на Цветном бульваре, который действует до сих пор, в 1888 г. организовал в Москве школу верховой езды, построил здание цирка в Одессе и в Риге. В 1890-х гг. директором цирка в Москве стала жена Саламонского Лина Шварц, выдающаяся наездница.

Клоунада — цирковой жанр, в котором участие евреев проявилось особенно ярко. В США известными клоунами были братья Д. и В. Прайсы — музыканты, канатоходцы, прыгуны, эквилибристы, считающиеся создателями музыкальной клоунады, выступавшие во 2-й половине 19 в. В начале 20 в. на цирковое искусство, прежде всего на клоунаду, повлияло творчество Чарли Чаплина. Многие коверные клоуны выступали в манере и костюме Чарли. На конкурсе подражателей Чаплину в Чикаго в 1921 г. первое место занял одесский артист А. Бойтлер, а настоящий Чаплин получил только четвертое.

В 1891 г. в России возник клоунский дуэт Бим-Бом (И. Радунский /1872–1955/ — Ф. Кортези, позднее И. Радунский — И. Вильтзак), исполнявший комические сценки с эксцентрическим музыкальным сопровождением (в руках артистов сковорода, пила, метла превращались в источник мелодичных звуков). И. Радунский дебютировал как музыкальный эксцентрик в Одессе в 1888 г., в 1914–1918 гг. был директором Московского цирка, уехал из России, в 1925 г. вернулся, в 1946–48 гг. работал музыкальным соло-клоуном.

Дуэт Бим-Бом еще сохранял старые утрированные клоунские черты. В дальнейшем клоунская маска стала уходить от буффонады к эстрадности. Клоун Е. Коган (1908–1976) выходил на манеж в роли Сенечки Редькина, железнодорожного стрелочника, в устах которого сатирические песенки и куплеты воспринимались как эксцентрическая несообразность. Известное клоунское трио — братья Александр (1908–1981), Роман (родился в 1911 г.) и Михаил (1911–1978) Ширманы — создали в 1932 г. три типа характеров: плутоватый пожарный, увалень-электрик и корректный резонер. Эти маски были отчасти заимствованы у знаменитых французов Фрателлини и наделены легко узнаваемыми чертами. Братья Ширман внесли в свои выступления одесские мотивы; они исполняли буффонадные антре, номера музыкальной эксцентрики. Сын М. Ширмана А. Ширман (родился в 1939 г.) — тоже клоун.

Дальнейшая эволюция клоунской маски в советском цирке принесла успех К. Берману (1914–2000), создавшему тип важничающего франта, который неизменно попадал на арене в нелепые положения. Он начинал с мимических сценок, но впоследствии перешел на разговорные сатирические репризы. В молодости овладев прыжковой акробатикой, отдельными жанрами конного цирка, воздушной гимнастикой, Берман включался в различные номера, особенно отличаясь в воздушных полетах. В цирковой семье Берманов были представители различных жанров: основатель династии А. Берман — дирижер Харьковского цирка, Н. Берман — клоун, жонглер, гимнаст, прыгун, наездник, Вера Берман (родилась в 1945 г.) — воздушная гимнастка, А. Берман — акробат-вольтижер.

Вслед за К. Берманом высокий класс в сочетании клоунады и воздушных трюков показал клоун Г. Ротман, актерский талант которого превращал незатейливые репризы в акты высокого комизма. Широкой известностью пользовался и Г. Мозель (1896–1963), акробат-эксцентрик с разными партнерами, выступал в дуэте с наездником В. Демашем в жанре буффонадной клоунады; в начале 1960-х гг. работал в Ленинградском цирке. Среди других известных клоунов: Альперовы — Сергей (1859–1923) и Дмитрий (1895–1948); Г. Рашковский (1896–1964). Одним из наиболее популярных французских клоунов 1870–80-х гг. был Ш. Годлевский — блестящий комик, танцор, мим. Другим крупным французским клоуном был Порто (Артуро Сараива Мендес д’Абрэ /1888–1941/). Известными клоунами во Франции были Пекари, Л. Маисс (1894–1976).

Евреи внесли значительный вклад в иллюзионное искусство. Одним из самых знаменитых за всю историю иллюзионистов был Гарри Гудини (Эрик Вайс; 1874–1926). Ребенком его привезли из Будапешта в США, где его отец стал религиозным руководителем одной из еврейских общин в штате Висконсин. Гудини начал выступать на трапеции в возрасте девяти лет. В 1918 г. на ипподроме в Нью-Йорке он показал аттракцион, во время которого на глазах у публики исчезал живой слон. Артиста, скованного цепями, погружали в ледяную воду, закапывали в землю, после чего он высвобождался. Гудини демонстрировал свое искусство в Европе, в том числе перед сотрудниками Скотленд-Ярда. Московской полиции в 1903 г. он продемонстрировал побег из хорошо охраняемой тюрьмы. Гудини снимался во многих приключенческих фильмах, был одним из первых летчиков. По всему миру с аттракционами огромного масштаба выступает американский иллюзионист Д. Копперфилд (настоящая фамилия Коткин; родился в 1956 г., родители эмигрировали в США из Советского Союза); среди самых знаменитых его трюков — исчезновение статуи Свободы и проход через Великую Китайскую стену.

Известнейший иллюзионист советского цирка Эмиль Кио (Гиршфельд-Ренард; 1894–1965) внес в 1932 г. в свои номера сюжетную линию, и это превратило удивительные трюки в эпизоды ирреальной жизни, имевшие свою завязку и финал. Наибольший успех имели исчезновения и появления одних и тех же персонажей в разных местах зрительного зала. Работа этого фокусника была ритмичной и четкой, игра — артистичной. Магия в номерах Кио была оттенена легкой ироничностью. Позднее сыновья Кио, Эмиль (родился в 1938 г.) и Игорь (1944–2006), развили манеру отца, их иллюзионные аттракционы занимают целое отделение цирковой программы.

В так называемые физические жанры цирка артисты-евреи также внесли значительный вклад. Б. Я. Калмановский (Гринберг; 1891–?) выступал как борец и атлет на арене с 1911 г. Боролся с крупнейшими русскими мастерами, в том числе с И. Поддубным; до 1966 г. был режиссером Союзцирка. Гимнаст П. Е. Герцог (Герцовский, 1875–1922) использовал кольца, бамбук, трапецию, оформленные как предметы морского снаряжения (номер назывался «Морской акт»). Его брат В. Герцог (1880–1948) был гимнастом на трапеции, велосипедистом, акробатом. После войны в советском цирке выделился атлет Г. Новак (1919–1980), десятикратный чемпион страны по тяжелой атлетике и первый советский чемпион мира (1946). В 1953 г. он создал в цирке силовой номер с гирями и штангами, включил в него элементы жонглирования и баланса, поражавшие своей мощью и красотой. Артист держал на ногах металлическую ферму, по которой двое партнеров ездили на мотоциклах. Собрав подобные номера в единый аттракцион под названием «Атлетическая поэма», Новак внес в действие элементы акробатики. Позднее он стал выступать с сыновьями Аркадием (родился в 1940 г.) и Романом (родился в 1947 г.). Среди артистов цирка Г. Новак был известен своей непримири­мостью к проявлениям антисемитизма.

Красота человеческого тела была подчеркнута в номере «Бронзовые люди» М. Шварцмана (1910–1967; выступал с партнером под псевдоним Гримми). Он создал ряд скульптурных композиций на пьедестале в форме старинных часов. В традиционных номерах силовой борьбы в цирке выступали Г. Лурих (1876–1920) и А. Касперович. В 1880–90-х гг. в различных странах Европы выступали сестры Тора и Тикла Гофман — немецкие воздушные гимнастки, эквилибристки на проволоке. В США прославился силовой акробат Дж. Л. Гринштейн (1893–1972). Событием в послевоенном цирке стал акробатический этюд Л. Осинского (1924–2003), который, потеряв на фронте руку, создал номер «эквилибр на одной руке». Номер с успехом прошел в цирке более 15 стран мира.

Жозеффи (настоящая фамилия Липкины) — семья цирковых артистов. Лев (1872–1962) с восьми лет работал в цирке Беллини, выступал с акробатическими номерами: Дети Л. Жозеффи Анна (1895–?) — акробатка, парфорс-наездница, Фаина (1897–1947) — эквилибристка на проволоке; Софья (1906–1982) и Семен (1910–1942) — силовые акробаты. Софья Жозеффи получила также известность и как киноактриса (фильмы «Красные дьяволята», «Легенда о девичьей башне», «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской» и др.). Среди других известных акробатов: А. Б. Геллер (Панцушник; 1911–1977); Я. Н. Сквирский (1918–1979), акробат-вольтижер; Н. Сквирский (родился в 1948 г.), акробат, впоследствии — дрессировщик. Евреи были в числе первых велофигуристов, пионеров нового жанра в цирке, в их числе американцы Н. Хауфман, З. Бланк, выступавшие в различных странах мира во 2-й половине 1890-х гг.

Немалую известность получила в российском цирке воздушная гимнастка Раиса Немчинская (1912–1975). Трюки на трапеции в ее исполнении воспринималась как единая пластическая композиция с эмоциональным началом и эффектным финалом. Она была одной из немногих, показавших свой номер на трапеции под парящим в воздухе вертолетом (1949). Артистка отказалась от каких-либо страховочных средств, обычно применяемых на арене цирка.

Мастер верховой езды Е. Рогальский (родился в 1928 г.), сын дрессировщика Э. Рогальского (1896–?), в своем выступлении сочетал мастерство наездника с конной акробатикой. Группа В. Плинера (1915–1999) в номере «Икарийские игры» демонстрировала трюковые композиции: жонглирование, соединенное с вольтижировкой ногами. Выступления отличали легкость исполнения и высокий артистизм. Гимнастические возможности цирка с успехом использовал А. Ротберг (1903–1937), который совместно с З. Гуревичем (1913–2005; впоследствии педагог-режиссер) проводил трюки без традиционного замедленного подчеркивания кульминационных моментов. В середине 1930-х гг. Ротберг впервые в цирке показал так называемой двойной баланс (шестиметровая лестница, на которой партнер балансировал другую лестницу). В группе партерных мастеров выделился также жонглер Э. Биляуэр (родился в 1921 г.) — руководитель номера «Веселые повара», наполненного юмором и ловкостью (Дед Э. Биляуэра, Калман /1893–1958/ также был жонглером.) Среди других известных советских цирковых артистов-евреев: Гинда Адаскина (родилась в 1928 г.) — воздушная гимнастка на трапеции; Р. Арраго (Левитин; 1883–1949), выступал со сложнейшими устными вычислениями и номерами мнемоники; Г. Борисов (1890–1966), работал на трапеции, затем стал укротителем львов; Я. Бреслер (1909–1985) — гимнаст, коверный, комический акробат; Г. Будницкий (родился в 1947 г.) — жонглер на коньках в ансамбле «Цирк на льду»; Е. Ефимов (Заславский; 1883–1939), велофигурист, дрессировщик лошадей; после смерти Е. Ефимова его знаменитую конюшню передали племяннику артиста М. Штейну (1909–1974), сыновья Штейна: Станислав (родился в 1936 г.) — дрессировщик лошадей, Олег Штейн-Миасс (родился в 1937 г.) — клоун; М. Ефимов (брат Е. Ефимова, 1885–1941) — велофигурист; З. Махлин (1907–1977) — жонглер; Я. Острин (1906–1968) — артист оригинального жанра («живая счетная машина»); И. Фридман (1912–2009) — акробат, педагог и режиссер; Ф. (И.) Цивин (1887–1964) — дрессировщик; А. Шнейдер — знаменитый укротитель львов, работал одновременно с десятками животных.

В современном цирке велика роль цирковой режиссуры. М. Местечкин (1900–1981) был главным режиссером московского цирка с 1954 г. Одним из первых он стал задавать сборной цирковой программе общую тему, которой подчинялись готовые номера и клоунские репризы. В дальнейшем он из сборных номеров цирка готовил единый тематический спектакль с сюжетной канвой. Широкую известность получили его программы «Трубка мира», «Всегда тринадцать» и др., а также поставленные с его участием репризы известных клоунов. Арнольд Арнольд (Барский; 1897–1969) начал режиссерскую деятельность как постановщик пантомимы в киевском цирке, а с 1943 г. стал режиссером московского цирка. Наиболее известные его работы: пантомима «Черный пират» (1934), эстрадно-цирковая программа «Музыкальный магазин» с участием Л. Утесова (1938), представление «Цирк на льду» (1964). Он способствовал становлению иллюзионного аттракциона Э. Кио (см. выше), впоследствии стал художественным руководителем Центральной студии циркового искусства. Среди других режиссеров цирка — Б. Шахет (1899–1950), основатель традиции тематических парадов-прологов к цирковому представлению. Он помогал многим найти нужную форму подачи номера и стал известным педагогом. Получил известность Е. Зискинд (1926–1986) — главный режиссер Харьковского цирка, хорошо знающий специфику всех цирковых жанров от дрессуры до иллюзии. Я. Бреслер (см. выше) был художественным руководителем воронежского цирка, поставил цирковую пантомиму-феерию «Конек-горбунок» (1938), основал Цыганский цирковой коллектив. Организаторы и режиссеры цирка — Н. Барзилович (1912–1976), Е. Гершуни (1899–1970), Э. Краснянский (1891–1982), А. Ольшанский (родился в 1904 г.), Д. Вольский (1896–1957), Ю. Юрский (1902–1957), А. Аронов (1921–1970), Р. Славский (Заславский; 1912–2007) и т. д.

Среди других деятелей советского цирка: А. Арго (Гольденберг; 1897–1968), писал для цирка и эстрады басни, пародии, репризы; В. Ардов (1900–1976) — автор цирковых интермедий, реприз; А. Данкман (1888–1951) — организатор советского цирка, журналист; С. Дрейден (1905–1991), искусствовед, специалист по цирковому искусству; И. Дубинский (1914–1976) — организатор советского цирка; Татьяна Сац (1906–1984) — балетмейстер, создательница театральных номеров в постановках «Балет на льду», «Цирк на льду», «Цирк на воде» и т. д.; Г. Трахтенберг (родился в 1917 г.) — деятель цирка, начинал как жонглер, создал шесть шапито; М. Тривас (1908–1977) — литератор, автор реприз, историк цирка и эстрады; А. Фальковский (1912–1992) — художник, с 1958–1973 гг. — главный художник Союзгосцирка; А. Шнеер (1892–1994) — историк цирка и многие другие.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦИРК в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация