Хоровое пение - обычаи в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:04, 23 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хоровое Пение Сопровождало Религиозные Обряды Древних Израильтян (Исх. 15:20–21). По свидетельству I книги Хроник, царь Давид при переносе Ковчега Завета в Иерусалим собрал для музыкального сопровождения четыре тысячи левитов, в числе которых была и группа певцов (15:22–23). Описание богослужения с пением при освящении Храма Соломона свидетельствует о сильном воздействии храмовой музыки (II Хр. 5:12–14). В эпоху Второго храма музыкантами могли быть и не левиты, в то время как хоровое пение оставалось привилегией левитов. В 1 в. до н. э. хор состоял по меньшей мере из 12 взрослых левитов; число музыкантов равнялось числу поющих. С 25 до 30 лет хористы учились, с 30 до 50 лет они могли участвовать в храмовой службе. В отличие от древнего периода, женщины к ритуальным песнопениям не допускались, хотя участвовали в светском хоровом пении. (Эз. 2:65). В Талмуде сравнивалась ценность хорового и инструментального сопровождения службы (Сук. 50б), и разные законоучители высказывали различные мнения.

После разрушения Второго храма мудрецы Талмуда в знак траура запретили пение и игру на инструментах (Гит. 7а). Со временем (8–9 вв.) на роль представителя общины (шалиах-циббур; см. Хаззан) стали приглашать тех, кто обладал сильным голосом и музыкальным слухом. Позднее хаззану стали подпевать специально назначаемые помощники, и пение стало двухголосным — бас и детские сопрано. Религиозные авторитеты объясняли, что раввинистический запрет на пение не распространяется на синагогальное пение. Хоровое пение широко практиковалось в Вавилонии в период гаоната (см. Гаон). Натан hа-Бавли (середина 2 в.), описывая субботнюю службу (см. Суббота), упоминает пение хаззана в сопровождении хора «сладкоголосых» юношей. Хаззан читал речитативом строки молитвы, а хор вторил. Хай бен Шрира издал специальное постановление о том, что раввинский запрет на пение и игру распространяется лишь на арабские песни о любви, а данное Маймонидом разрешение использовать хоровое пение при всех праздниках соответствует Галахе.

В позднем средневековье хоровое пение упоминается в источниках редко. Только в 16 в. появились сообщения о странствующих хаззанах, которые ездили в сопровождении певцов — мешорерим (буквально `поэтов`).

Современный синагогальный хор возник под воздействием итальянского Возрождения. В 1632 г. в синагоге в Венеции Л. Модена впервые в еврейской литургии учредил профессиональный хор на шесть-восемь голосов; дирижировал сам Модена. Нововведение вызвало протесты ряда раввинов, однако Модена заручился поддержкой раввинского съезда. Выдающимся еврейским хоровым композитором своего времени был друг Модены Саломоне деи Росси, который предпринял попытку расширить репертуар синагогальной музыки, в которую он включил песни на слова псалмов, молитвы для хора и солиста.

Хоровое пение, ставшее со временем обязательным элементом богослужения во многих ортодоксальных (см. Ортодоксальный иудаизм), консервативных (см. Консервативный иудаизм) и реформистских (см. Реформизм в иудаизме) синагогах, до настоящего времени служит предметом споров. Хасиды (см. Хасидизм), например, для которых музыка — важная форма общения с Богом, не признали организованного хорового пения. Реформисты активно способствовали развитию хорового пения, ввели в хор женские голоса, органное сопровождение (эти нововведения поддержали и консерваторы), а также привлекли для субботней службы христиан — певцов и музыкантов. Ортодоксальные круги вначале возражали против распространения хорового пения в службе, значительное сопротивление вызвало появление в 19 в. так называемых хоральных синагог с органами. Однако со временем хоровое пение стало распространенной и повсеместно признанной частью ритуала.

В 1822 г. кантор Исраэль Лёви (1773–1832) организовал в Новой синагоге в Париже четырехголосный хор. Венский кантор Ш. Зульцер в собрании синагогальных песнопений «Шир Цион» («Песнь Сиона»; т. 1, 1839; т. 2, 1865) приводит образцы произведений, расписанных на четыре голоса. Выдающимся исполнителем произведений Зульцера был хаззан, хоровой дирижер и композитор Л. Левандовский. В 1864 г. он написал по заказу берлинской общины торжественную службу для хора в сопровождении органа; Левандовский опубликовал сборник «Тода ве-зимра» («Благодарение и пение», тт. 1–2, 1876–82) к сочинениям для четырех голосов, соло и органа; «Восемнадцать литургических псалмов» для соло, хора и органа. В 1872 г. вышел двухтомник кантора Аврахама Бера «Баал тфилла» («Творящий молитву»), содержащий духовные гимны для хора в сопровождении органа. Композитор С. Давид (1836–95) обработал для хора еврейские мелодии прирейнских и северных провинций Франции, опубликованные ранее в сборнике Ш. Наумбурга «Змирот Исраэль» («Песнопения Израиля», т. 1, 1847, т. 2, 1863).

В Российскую империю искусство нового синагогального хорового пения пришло в конце 19 в. Одним из первых канторов, сочетавших верность традиции с европейской музыкальной культурой, был Н. Блюменталь, введший организованное хоровое пение в литургию Бродской синагоги в Одессе. Он также открыл хоровую школу, где обучали четырехголосному пению. Выдающимся кантором был П. Минковский (долгие годы пел в Бродской синагоге), автор книги «Модерне литургие ин унзере синагоген ин Русланд» («Современная литургия в наших синагогах в России», идиш, Одесса, 1910). Канторы с хорами синагог Одессы, Варшавы, Вильны (см. Вильнюс), Бердичева, Кишинёва ездили по городам и местечкам черты оседлости и выступали с богослужениями-концертами. Наибольшей славой в первой половине 20 в. пользовался варшавский кантор Г. Сирота, выступавший в сопровождении хора, которым руководил выдающийся хормейстер и композитор Л. Лиов (1878–?). Ш. Розовский, в 1920–25 гг. живший в Риге, руководил хором Рижской синагоги, в котором пели Г. Ядловкер (1878–1953), позднее прославившийся в США и в Израиле, И. Шварц (1880–1926) и другие.

В синагогах Соединенных Штатов Америки на рубеже 19–20 вв. выступали хоровые капеллы под руководством дирижеров Х. Воля, Я. Маргулиеса, М. Махтенберга. Публикация в 1930–33 гг. сборника синагогальной музыки Э. Блоха «Аводат hа-кодеш» («Литургия») для голоса, хора и оркестра повлияла на многих композиторов, заинтересовавшихся еврейской хоровой литургической музыкой; в их числе были Л. Саминский, И. Ахрон, Ф. Якоби (1891–1952), И. Фрид (1900–60), Ш. Секунда (1894–1974) и другие. В 1950-е гг. еврейскую хоровую музыку писали Л. Бернстайн, И. Вайнер, Ч. Девидсон, Г. Берлинский (родился в 1910 г.). В синагогах США исполнялись также хоровые произведения зарубежных еврейских композиторов Д. Мийо, М. Лаври и других.

Светское еврейское хоровое пение получило распространение с 1910-х гг. Первое еврейское общество любителей пения «hа-Зомир» зарегистрировано в 1914 г. в городе Патерсон, штат Нью-Джерси. В 1921 г. было создано объединение еврейских хоровых обществ США и Канады, в него входили 12 организаций. Хоровые общества, объединяющие любителей и профессионалов, исполняющих песни на иврите, идиш и английском языке, существуют во многих американских городах, среди них Нью-Йоркское хоровое общество, Общество любителей еврейского пения и Рабочий хоровой кружок в Нью-Йорке, Чикагское хоровое общество имени Иехуды hа-Леви, Общество любителей пения имени Дж. Мейербера.

В Советском Союзе в 1930-е гг. существовали высокопрофессиональные еврейские вокальные ансамбли: Ленинградский (1931–41, под руководством М. Мильнера, 1886–1953) и харьковский «Евоканс» (1929–39, под руководством И. Шейнина, 1890–1948). В настоящее время в России существует хор мальчиков при Московской синагоге. Мужской хор под управлением М. Турецкого, существовавший ранее тоже при синагоге, стал впоследствии автономным и гастролирует во многих странах, включая США и Израиль, пользуясь громадным успехом. Светские хоровые еврейские ансамбли есть в Польше, Румынии, Болгарии, странах Балтии и других.

В Израиле развита культура светского еврейского пения. Один из первых певческих ансамблей Эрец-Исраэль был создан в 1910-е гг. в гимназии «Герцлия» в Тель-Авиве. В 1927 г. создана хоровая капелла, исполнявшая песни на иврите. Первая профессиональная камерная капелла создана в 1942 г. в Тель-Авиве (с 1948 г. — Филармонический хор Тель-Авива). Становятся традиционными праздники песни. Первый такой праздник состоялся в киббуце Гиват-hа-Шлоша в 1942 г.; в 1944 г. и 1947 г. праздники песни прошли в Эйн-Хароде. Певческие фестивали «Зимрия» проходят регулярно с 1952г. Ежегодно проводится фестиваль песни в Араде, в разных местах страны проходят фестивали детской, хасидской, восточной песни, «Musica liturgica», «Иерусалимская весна» и другие. Лучшие профессиональные хоры Израиля: Камерный хор Тель-Авива (основан в 1978 г.), Национальный хор «Риннат» (основан в 1955 г.), хор Академии музыки и танца имени С. Рубина в Иерусалиме, Объединенный хор киббуцов, детский хор имени Цадикова при совете профсоюзов Тель-Авива, хор главного раввина Армии обороны Израиля, ансамбли «Геватрон», «Пинна ба-Эмек», «Эшколит», детский хор «Анкор».

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОРОВОЕ ПЕНИЕ сопровождало религиозные обряды древних израильтян в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация