Лессинг, Теодор

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:15, 23 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Лессинг, Теодор (Lessing, Theodor; 1872, Андортен, близ Ганновера, – 1933, Мариенбад, ныне Марианске-Лазне, Чехия), немецкий философ. Под влиянием отца, преуспевающего ганноверского врача, недолго занимался медициной, затем обратился к философии и истории, которые изучал в университетах Бонна, Мюнхена и Фрайбурга. Испытав влияние школы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, Лессинг выступил с собственной философской концепцией («Шопенгауэр, Вагнер, Ницше. Введение в новейшую немецкую философию», 1906; «Под гипнозом и искушением», 1907; «Философия как действие», 1914), которая вызвала большой интерес в немецких научных кругах и обеспечила ему место профессора философии в Высшей школе технических наук в Ганновере (1908–25). Главной задачей философии Лессинг считал не интеллектуальные построения, а обнаружение «неких сил» духа, которые побуждают разум к деятельности и направляют его к истине в познании человека и мира. Применив затем этот подход к проблемам этики («Исследование аксиом ценности», 1914), Лессинг вслед за Э. Гуссерлем пытался вскрыть неизменные экзистенциальные принципы, на которых базируется всякое моральное (и эстетическое) суждение, и этим, выполняя завет Дж. Локка, придать этике такую же аксиоматическую достоверность, какую имеет математика. Лессинг — также автор оригинальной историософской концепции. Рассматривая историю как становящийся миф (то есть, как не имеющее конца мифотворчество человека), он отрицал наличие в ней рационального и объективного смысла и был близок в оценках судьбы европейской цивилизации к О. Шпенглеру и Р. Панвицу («История как придание смысла бессмысленному...», 1919). Концепция Лессинга предвосхитила ряд идей морфологии замкнутых культур и, перекликаясь с реляционизмом К. Манхейма, установила растущее обезличение и одиночество человека в современном мире. В работе «Европа и Азия» (1918) Лессинг предрекал победу азиатской культуры над агонизирующей европейской.

В студенческие годы Лессинг перешел в лютеранство, но уже в 1900 г. вернулся к иудаизму и, оставаясь видным немецким философом, открыто заявил о своих симпатиях к сионизму. Став в 1925 г. жертвой антисемитской травли (из-за выступлений против П. Гинденбурга в канун выборов), он отказался от профессуры и полностью посвятил себя еврейской проблематике. Большой интерес представляет его анализ отношения ряда выдающихся деятелей немецкой культуры к своему еврейству. Констатируя наличие у них непрерывного внутреннего конфликта между стремлением порвать с еврейством и неспособностью преодолеть его в себе, Лессинг определил это явление как специфическую еврейскую самоненависть («Еврейская самоненависть», 1930). Сам Лессинг целиком преодолел этот внутренний конфликт и активно выступал за возрождение еврейской национальной жизни, считая задачей сионизма синтез жизненных принципов, сохраненных еврейским народом со времен Библии, и духовных приобретений периода галута.

После прихода к власти нацистов Лессинг был вынужден бежать в Чехословакию. Считая его опасным врагом, нацистские главари подослали к нему убийцу.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕССИНГ Теодор в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация