Венесуэла (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Венесуэла, государство в Южной Америке. Первая еврейская семья поселилась в Венесуэле (в городе Коро) в 20-х гг. 19 в. В Венесуэлу прибывали евреи главным образом португальского происхождения с острова Кюрасао (см. также Марраны. Марраны в других странах. Протестантские страны). Значительная часть этих первых еврейских поселенцев через некоторое время растворилась среди христианского населения. Евреи, обосновавшиеся в Венесуэле, принимали активное участие в Войне за независимость испанских колоний в Америке (1810–26). Некоторые воевали в составе армии вождя освободительного движения С. Боливара, например, генерал Хуан (Исаак) де Сола (1795–1860), один из героев освободительной войны, потерявший руку в битве при Карабобо в июне 1821 г., во время которой были разгромлены основные силы испанской армии.
В первое десятилетие 20 в. в Венесуэлу иммигрировали евреи из Северной Африки и положили начало современной еврейской общине. Евреи из Восточной Европы (в основном из Бессарабии) стали селиться в Венесуэле с 1926 г., а из Центральной Европы — после 1934 г. В середине 30-х гг. правительство республики ограничило еврейскую иммиграцию. В октябре 1950 г. в Венесуэле жили пять–шесть тысяч евреев. В 1957–59 гг. был разрешен въезд в Венесуэлу примерно одной тысяче евреев из Египта, Венгрии и Израиля. Значительное число евреев иммигрировало в Венесуэлу из других стран Южной Америки. В 1972 г. еврейское население Венесуэлы достигло 15 тыс. человек, большинство которых проживало в столице республики Каракасе.
Большая часть евреев Венесуэлы принадлежит к высшему и среднему классам общества; многие владеют свободными профессиями. Подавляющее большинство детей из еврейских семей посещают еврейские учебные заведения. В Каракасе есть две еврейские средние школы («Герцль-Бялик», филиалом которой является иешива «Явне», и «Рамбам»), в Маракайбо — одна («Билу»). Эти школы, деятельность которых с 1973 г. координирует и финансирует Комитет по общинному образованию, посещает около 90% еврейских детей Венесуэлы. В Каракасе действуют культурный центр имени Шалом Алейхема, объединяющий любителей языка и литературы идиш (см. Идиш литература), Центр информации и еврейской культуры, спортивный клуб «Эбраика». В 1982 г. в университете Каракаса открылась кафедра еврейской цивилизации, тогда же в городе был создан центр изучения истории и культуры сефардов. В Венесуэле выходит несколько еврейских газет и журналов на испанском языке и иврите, в том числе и еженедельники. По радио регулярно транслируются передачи, предназначенные для евреев.
Несмотря на отдельные антиеврейские выступления (например, в 1964–65 гг.) и антиеврейское иммиграционное законодательство, антисемитизм в Венесуэле не получил широкого распространения. Евреи Венесуэлы поддерживают тесную связь с Израилем и оказывают ему значительную финансовую помощь. Большое число добровольцев из Венесуэлы прибыло в Израиль после Шестидневной войны. В 1972 кардинал В. Умерто Кинтеро выступил в защиту прав евреев СССР как дискриминируемого национального и религиозного меньшинства, в том числе их права на выезд в Израиль. В 1970–80-х гг. в Венесуэле активно действовал Постоянный комитет в защиту еврейского меньшинства в Советском Союзе.
К концу 1970-х гг. численность еврейского населения Венесуэлы составила около семнадцати тысяч человек, к концу 1980-х гг. — около двадцати тысяч. Кроме Каракаса, евреи живут также в городах Маракайбо (около 100 семей), Маракай, Валенсия, Пуэрто-ла-Крус, Сан-Кристобаль. Во всех этих населенных пунктах есть общины (в Каракасе их две — сефардская и ашкеназская), синагоги (всего их 15, 14 из них являются ортодоксальными), еврейские культурные центры. Работают ложи Бней-Брит, отделения Керен hа-иесод и Еврейского национального фонда, Союз еврейских женщин, сионистские организации (ВИЦО, Университетское сионистское движение и другие), объединенные в Сионистскую федерацию. Общины, Сионистская федерация и Бней-Брит образуют Конфедерацию еврейских ассоциаций страны. В 1986 г. ее бывший исполнительный директор Полина Гамус Гальегос была назначена президентом Национального совета по культуре (в ранге министра).
С середины 1970-х гг. посольства арабских государств, объединения выходцев из мусульманских стран и коммунистическая партия развернули в Венесуэле антиизраильскую и антисионистскую кампанию, в известной мере направленную и против местной еврейской общины, что, однако, не привело к росту антисемитских настроений в стране. Противодействие враждебной пропаганде стало основной задачей бюро по правам человека при Конфедерации еврейских ассоциаций.
В 1970–80-х гг. Израиль оказывал Венесуэле помощь в обучении специалистов, осуществлении ряда проектов развития хозяйственной инфраструктуры. В 1974 г. израильский экспорт в Венесуэлу достиг 4,3 млн. долларов, а импорт из Венесуэлы в Израиль — 900 тыс. долларов. В начале 1977 г. была создана венесуэльско-израильская торговая палата. Вместе с тем, делегация Венесуэлы в Организации Объединенных Наций нередко поддерживала антиизраильские резолюции, главным образом по второстепенным вопросам; это было во многом обусловлено стремлением руководства страны к сближению с арабскими государствами — членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), деятельное участие в создании которой приняла Венесуэла. В ноябре 1975 г. ее представитель в ООН воздержался при голосовании по резолюции, квалифицировавшей сионизм как форму расизма; в самой Венесуэле прошли митинги протеста против этой резолюции и был создан Венесуэльский комитет еврейской солидарности (апрель 1976 г.). В 1983 г. правительство страны отказалось официально признать Организацию освобождения Палестины и не разрешило ей открыть представительство в Каракасе. В конце 1980-х гг. венесуэльский парламент осудил резолюцию ООН о сионизме, а в декабре 1991 г. делегация Венесуэлы в ООН проголосовала за ее отмену.
С конца 1990-х гг. наблюдается определенный рост антиеврейских настроений в Венесуэле. Их основными носителями являются живущие в стране мусульмане и ультралевые группировки. В мае 1998 г. в одной из самых популярных венесуэльских газет «Эл универсаль» была опубликована статья Т. Харди «Соединенные Штаты — сателлит Израиля», в которой утверждалось, что еврейские организации США определяют политику американского конгресса. Антисемитизм в стране усилился после избрания в декабре 1998 г. У. Чавеса президентом Венесуэлы. В скором времени Чавес назначил Т. Харди послом Венесуэлы в США. Чавес, глава ОПЕК, стремится сблизить политику Венесуэлы с политикой мусульманских стран и поддерживает антиизраильские резолюции ООН.
В 1995 г. Венесуэлу посетил с официальным визитом министр иностранных дел Израиля Ш. Перес. Израиль оказал Венесуэле экономическую помощь в деле преодоления последствий тяжелого наводнения, вызвавшего большие разрушения и приведшего к человеческим жертвам в декабре 1999 г.
В 1948–99 гг. из Венесуэлы в Израиль репатриировались 820 человек. В 2000 г. из Венесуэлы приехали 106 репатриантов, в 2001 г. — 55, в 2002 г. — 37, в первой половине 2003 г. — 39.
В 2004 г. под предлогом того, что к убийству главного прокурора Венесуэлы причастны спецслужбы Израиля, был проведен обыск в еврейской школе в Каракасе. Во время обыска ничего найдено не было.
У. Чавес подверг резкой критике действия Израиля в июле-августе 2006 г. во время Второй ливанской войны. В августе 2006 г. президент Венесуэлы заявил, что он отзывает посла из Израиля в знак протеста против «агрессивных действий Израиля». Израильский МИД осудил действия Венесуэлы как неадекватные; израильский посол также был отозван из страны. У. Чавес заявил также, что правительство Венесуэлы рассмотрит вопрос о разрыве дипломатических отношений с Израилем. Конфедерация еврейских ассоциаций Венесуэлы обвинила Чавеса в антисемитизме.
Ухудшение отношений Венесуэлы с Израилем и США происходило на фоне сближения Венесуэлы и Ирана. Посетив Иран с официальным визитом в июне 2006 г., У. Чавес выразил надежду, что страны и впредь будут союзниками «в борьбе с империализмом», а президент Ирана М. Ахмадинежад назвал У. Чавеса «братом и боевым соратником».