Израиль — народ в диаспоре. В мусульманском мире
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Израиль or Израиль or Израиль or Израиль or Израиль (значения) or Израиль (значения) or Израиль (значения) or Израиль (значения) or Израиль (имя) or Израиль (имя) or Израиль (имя) or Израиль (имя) or Израиль - происхождение и смысл названия or Израиль - происхождение и смысл названия or Израиль - происхождение и смысл названия or Израиль - происхождение и смысл названия or Израиль бен Шмуэль из Шклова or Израиль бен Шмуэль из Шклова or Израиль бен Шмуэль из Шклова or Израиль бен Шмуэль из Шклова or Израиль как еврейское и демократическое государство or Израиль как еврейское и демократическое государство or Израиль как еврейское и демократическое государство or Израиль как еврейское и демократическое государство or Израиль на Олимпийских играх or Израиль на Олимпийских играх or Израиль на Олимпийских играх or Израиль на Олимпийских играх or Израиль на конкурсе песни Евровидение or Израиль на конкурсе песни Евровидение or Израиль на конкурсе песни Евровидение or Израиль на конкурсе песни Евровидение or Израиль на летних Олимпийских играх 2008 or Израиль на летних Олимпийских играх 2008 or Израиль на летних Олимпийских играх 2008 or Израиль на летних Олимпийских играх 2008 or Израиль плюс or Израиль плюс or Израиль плюс or Израиль плюс or Израиль плюс (телеканал) or Израиль плюс (телеканал) or Израиль плюс (телеканал) or Израиль плюс (телеканал)
Источник: | ||||||||
|
Израиль — Народ В Диаспоре. В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ (7–12 вв.).
Эпоха гаонов Мессианские движения и возникновение секты караимовС возникновением в 7 в. арабской империи, простиравшейся от Индии до африканского побережья Атлантического океана и от Пиренеев до южной оконечности Аравийского полуострова, свыше 90% еврейского народа подпало под власть мусульман. В формировании политики арабских халифов по отношению к евреям немалую роль сыграли трения между основоположником ислама Мухаммадом и евреями Аравийского полуострова. На первых этапах своей деятельности Мухаммад находился под влиянием еврейского вероучения и, считая себя продолжателем дела еврейских пророков, надеялся даже, что евреи последуют за ним. Эта надежда не сбылась, что повлекло за собой враждебность Мухаммада к еврейству. В войнах с евреями Медины, Хайбара и других государств Аравии Мухаммад проявил исключительную жестокость и коварство. Возникновение исламской империи после смерти Мухаммада потребовало более или менее четкого определения статуса «неверных», в том числе и евреев, в мусульманском государстве.
Статус евреев был установлен под влиянием ряда факторов, среди которых немалую роль сыграло предпочтительное отношение Мухаммада к «народам Писания», то есть евреям и христианам, по сравнению с идолопоклонниками. При этом, однако, евреи, как и все другие «неверные», подвергались дискриминации: их обязывали носить особую одежду (см. Отличительный знак), им воспрещалось носить оружие, ездить верхом, строить новые синагоги и т. п. (см. Зимми).
Евреям, пережившим гонения византийцев и вестготов, господство мусульман казалось более терпимым. В особенно благоприятных условиях находились евреи Андалусии, то есть мусульманской Испании, где расцвела богатая еврейская культура. В конце 9 в. вспыхнуло несколько восстаний, приведших к временному ослаблению власти, однако правители из династии Омейядов преодолели этот кризис. 10 в. был эпохой высшего расцвета духовной и материальной культуры Андалусии. Но уже в начале 11 в. страна распалась на несколько эмиратов. Евреи были преданы мусульманским завоевателям, освободившим их от власти вестготов, пытавшихся насильно крестить евреев Испании.
В культурной жизни мусульманских стран город имел господствующее значение. Арабские завоеватели мало считались с деревней. Так, на территории современного Ирака, наиболее густо заселенной евреями, новые властители сначала запустили ирригационную систему, на которой зиждилось местное земледелие, а затем окончательно подорвали сельское хозяйство страны, обложив население непомерными налогами, тяготевшими главным образом над крестьянами, которые, в своем большинстве, не были мусульманами. Города и сосредоточенная там торговля, считавшаяся достойным занятием, привлекали евреев из сельских районов, так как положение евреев как земледельцев из-за их верности своей религии стало особенно тяжелым. Таким образом, в странах ислама евреи быстро стали интегральной частью городского населения, купцами и ремесленниками, которые наряду с царедворцами и аристократией, также тесно связанной в мусульманской цивилизации с городом, были носителями новой процветающей культуры. Сельское хозяйство постепенно перестает играть какую-либо роль в жизни евреев, и еврейское законодательство 2-й половине 9 в. свидетельствует об осознании евреями в этот период того факта, что городское хозяйство и городская среда являются основой их существования. В различных городах халифата евреи обычно селились на особых улицах и в отдельных кварталах (см. Кварталы еврейские). Эта обособленность была добровольной, облегчая евреям соблюдение религиозных предписаний и сохранение внутренней автономии.
Общественная структура еврейства в эту эпоху отличалась разнообразием форм. Экономическая база еврейства включала все городские занятия и профессии, от ремесел до торговли и свободных профессий. Из документов 10 в. следует, что еврейские купцы выполняли центральные функции в финансовой системе мусульманских государств, служа своего рода придворными банкирами. Евреи занимали важное место в международной торговле, главным образом бриллиантами и пряностями. Цветом еврейского общества были мудрецы, знатоки Учения, члены знатных семейств, крупные финансисты и коммерсанты, врачи, писатели и мыслители. В соответствии с характером общества, в котором положение личности определялось ее благосостоянием или ученостью, социальное размежевание не было особенно четким, и переход из одного общественного слоя в другой был обычным явлением. Это, однако, не относилось к ученым, группировавшимся вокруг вавилонских иешив и остававшимся консервативными и сплоченными на основе преемственности. Члены знатных семей занимали твердо установленные посты, переходившие по наследству из рода в род. Арабский язык вошел в обиход и стал занимать все более значительное место даже в обсуждении теоретических вопросов Учения, не вытеснив, однако, до конца традиционных языков Галахи — иврита и арамейского. С течением времени возник особый еврейско-арабский язык.
Еврейская литература на иврите развивалась в этот период под влиянием арабской поэзии и прозы и, переняв их формы, стихотворный размер и поэтические образы, достигла высочайшего расцвета. Просвещение было достоянием широких масс; не только большинство мужчин, но и большая часть женщин были грамотны. Наиболее яркими представителями еврейской культуры в странах ислама были рабби Саадия Гаон на Востоке и рабби Шмуэль hа-Нагид на Западе.
В 1-й половине 10 в. начинается распад халифата на отдельные государства, что влечет за собой возникновение новых центров, в которых развивается еврейская культура. Одним из самых значительных очагов еврейской культуры была мусульманская Испания. Под властью династии Омейядов представители высших слоев еврейского общества были вовлечены в активное управление страной. Наиболее известным евреем-царедворцем был Хисдай Ибн Шапрут, который, благодаря своему высокому положению, оказывал большое влияние на еврейские общины Пиренейского полуострова. Врач, дипломат и министр торговли халифа Абд ар-Рахмана III, Ибн Шапрут был также одним из вождей еврейской диаспоры. К высшему сословию мусульманской Испании принадлежал и Шмуэль hа-Нагид. Он считал своим долгом использовать положение сановника и влиятельной личности, чья власть распространялась на многие области жизни, чтобы служить еврейскому народу и руководить им. Вокруг Шмуэля hа-Нагида группировались еврейские, а также и арабские ученые, писатели и поэты, которым он покровительствовал. Исключительное сочетание эстетической утонченности, глубины философской мысли и активной политической и общественной деятельности, характеризующее атмосферу круга Шмуэля hа-Нагида, позволяет понять, как сравнительно немногочисленное еврейское население мусульманской Испании сумело дать миру славную плеяду мыслителей и поэтов, начиная с Шломо Ибн Габирола и кончая Иехудой hа-Леви.
1. Эпоха гаонов. В Месопотамии (Вавилония в еврейская традиции) евреи продолжали пользоваться широкой автономией. До 825 г. халифы неизменно утверждали очередного эксиларха как единственного вождя евреев. «Дом эксиларха» был законодательным органом, и в нем заседала судебная коллегия. Эксиларх оказывал влияние на деятельность иешив и выбор гаонов. Мусульмане чтили в лице эксиларха потомка дома Давида. В 825 г. ввиду разногласий, возникших вокруг выбора эксиларха, а также христианского представительства, халиф издал декрет, согласно которому каждые десять «неверных» были вправе, если они того пожелают, избирать своего собственного руководителя. Декрет подорвал власть эксиларха как вождя всех евреев, и с середины 9 в. возросло влияние иешив и стоявших во главе их гаонов.
Иешивы в Вавилонии, как и в Эрец-Исраэль, были высшим авторитетом в религиозной и духовной сферах. Их деятельность протекала в двух направлениях: они служили центрами изучения Торы и авторитетами, устанавливавшими правовые нормы. Комментарии к Талмуду, создававшиеся в иешивах, принимались безоговорочно, и с течением времени практические постановления и их теоретическое обоснование укрепили единство духовной культуры еврейского народа. Иешивы были своеобразным сочетанием высшей школы, духовной академии и верховного суда. Гаоны руководили двумя вавилонскими иешивами — в Суре и в Пумбедите. Гаон избирался ученой коллегией. Большинство гаонов принадлежало к пяти-шести аристократическим семьям. Зачастую член семьи гаона занимал следующий по важности пост — ав бет-дин (председатель суда при иешиве), так что обычно два главнейших поста в иешиве были заняты членами одной семьи и в действительности вопрос о преемнике гаона предрешался задолго до выборов.
Гаоны придавали большое значение преподавательской деятельности. Последние великие гаоны рав Хай бен Шрира и его сын, рав Хай, еженедельно экзаменовали учеников своей иешивы. В иешивах изучалась и сохранялась традиция дискуссии Вавилонского Талмуда. Молодые ученые, получившие образование в этих иешивах, способствовали распространению в народе «устава обеих иешив», то есть принятых в них форм обучения и дискуссии. После нескольких лет обучения в иешиве ученик возвращался в родной город удостоенным одного из почетных академических званий, что давало ему право занять должность даяна (судьи). В иешивы стекались ученики из мусульманских и даже христианских стран.
Гаоны и эксиларх назначали судей вавилонских общин, в обязанность которых входило «судить, следить за выполнением всех заповедей Торы, за дозволенным и запретным и блюсти благочестие».
В 9 в. Талмуд окончательно превратился в жизненное руководство для всего еврейского общества и для его каждого отдельного члена. Основным фактором в процессе внедрения Талмуда в жизнь еврейского народа была деятельность иешив и респонсы гаонов. Вопросы, поступавшие в иешивы, были чрезвычайно разнообразны и касались почти всех областей жизни евреев. Ответы гаонов содержали ясные комментарии к Талмуду и основанные на них практические решения. Сборники респонсов со временем превратились в своего рода кодекс. Раз в году, в месяце адар, гаон зачитывал перед членами иешивы полученные за год вопросы. Каждый ученик высказывал свое мнение, и завязывалась дискуссия. По окончании прений глава иешивы резюмировал дебаты и отдавал распоряжение секретарю составить соответствующее решение, подписывавшееся гаоном и посылавшееся по назначению. Респонсы гаонов связывали центры в Вавилонии и Эрец-Исраэль со всей диаспорой — на севере Аравийского полуострова и в Индии, в Испании и Германии евреи беспрекословно подчинялись указаниям, содержавшимся в респонсах.
Несмотря на периодически возникавшую напряженность между гаонами и эксилархом, последний был общепризнанным главой вавилонской диаспоры. Вступление на престол нового эксиларха происходило в багдадской синагоге и сопровождалось пышной церемонией. Эксиларх владел поместьями, служившими прочной основой его материальной независимости, и взимал особые налоги с купцов. Иешивы также владели земельной собственностью. В 10 в. даяны получали от своих общин постоянное вознаграждение; они взимали зуз (драхму) на Песах и Суккот с каждого мужчины, достигшего 20-летнего возраста. С мясников даян взимал еженедельную плату за право кашерного убоя. Определенная сумма взималась и за каждый свадебный контракт.
В конце 10 в. руководство вавилонской диаспоры начинает терять свое влияние на древние еврейские общины. Предание связывает это с возникновением новых центров изучения Торы, основанных четырьмя вавилонскими учеными, попавшими в плен и ставшими учителями в тех странах, куда они были проданы в рабство. Один из них попал в мусульманскую Испанию и был радушно принят ее властелином. Испанский халиф принадлежал к династии Омейядов и был заинтересован в ослаблении связей евреев Испании с Вавилонией, где правили его соперники Аббасиды. И действительно, в различных странах диаспоры в эту эпоху стали появляться свои ученые и возникли свои иешивы. Этот процесс, однако, был прямым результатом успешной деятельности самого вавилонского центра, благодаря которой во всех концах еврейского мира изучался Талмуд под руководством авторитетных ученых и хранились сборники респонсов вавилонских гаонов. На протяжении столетий даже в самых отдаленных центрах диаспоры накопились сотни респонсов, на основании которых местные ученые развивали собственные методы изучения Талмуда.
Политические сдвиги, происшедшие в этот период, также способствовали ослаблению влияния вавилонского центра: распад халифата и возникновение на его территории нескольких независимых государств привели к тому, что местные власти попытались создать собственные органы еврейской автономии. Во главе евреев Египта в 11 в. стояли руководители, носившие титул нагид и утверждавшиеся иешивой в Эрец-Исраэль, находившейся, как и Египет, под властью Фатимидов. Нагидами именуются в этот период и главы еврейских общин в мусульманской Испании. Вавилонское руководство сохранило до 13 в. свое влияние лишь в Иране и Сирии, но и там его сфера постепенно суживалась.
2. Мессианские движения и возникновение секты караимов. В первые столетия мусульманского владычества среди евреев диаспоры в странах ислама возникают вспышки мессианских брожений. В каждом политическом потрясении многие евреи были склонны видеть знамение грядущего избавления, и непрерывные междоусобные войны арабских правителей в большой степени питали эти надежды и чаяния. В конце 7 в. или в середине 8 в. в Иране появился еврейский вождь Абу-Иса ал-Исфахани, которого его приверженцы называли Овадией. Провозгласив себя пророком и предтечей Мессии, он призывал к восстанию против мусульман. Тысячи иранских евреев сражались под его знаменами. Восстание было подавлено, а его вождь пал в бою. Жизнь и смерть Абу-Исы окутаны легендами. Согласно преданиям, он запретил пить вино и есть мясо, отменил развод и предписал совершать молитву семь раз в день. Учение Абу-Исы обнаруживает влияние ислама. Ал-Исфахани не был единственным еврейским вождем, объявившим себя пророком и провозвестником Мессии. Он был лишь первым из целого ряда таких вождей, суливших евреям избавление.
О неугасимой вере в скорое избавление свидетельствует и деятельность Элдада hа-Даии, действовавшего в Кайруане в конце 9 в. Он пленил воображение своих единоверцев фантастическими рассказами о десяти коленах исчезнувших, которые якобы создали независимое государство, все жители которого сведущи в Священном Писании. Поиски исчезнувших десяти колен и потомков Моисея — бней Моше, живущих в дальнем блаженном краю, еще долго продолжали волновать евреев в средние века.
Мессианские чаяния были также результатом социального брожения и критики господствовавшей на Востоке олигархической системы еврейского самоуправления. Борьба за изменение формы общественного руководства вылилась в сопротивление господству талмудических норм, установленных вавилонскими иешивами. Эту борьбу возглавил Анан бен Давид, происходивший из дома вавилонских эксилархов. Его выступления против учения талмудистов начались в 767 г. Несмотря на антиталмудический характер деятельности Анана бен Давида, сохранившиеся отрывки его сочинений обнаруживают талмудический характер мышления. Законодательство Анана бен Давида крайне ригористично. Своих приверженцев он стремился собрать в обособленных селениях. Секта, принявшая его учение, получила название караимы. После длительного периода внутреннего брожения в 9–10 вв. она консолидировалась и оформилась ее идеология. Караимы провозгласили себя «розами между шипов» еврейского общества. Обращаясь к каждому еврею, они — в противоположность талмудистам — призывали не полагаться на чей-либо авторитет в толковании Библии. Только по своему собственному разумению и по велению совести должно толковать библейские законы, чтобы быть угодным Богу, и только личное понимание является решающим. Полемизируя с раббанитами, то есть приверженцами Талмуда, караимы призывали придерживаться высказывания Анана бен Давида: «Старайтесь сами постигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение».
Полемика караимов с раббанитами обострилась во времена гаона Саадии. Критикуя Устное учение, то есть Мишну и Талмуд, караимы выискивали логические неувязки и моральные погрешности, нападали на систему преподавания и образ жизни гаонов и эксилархов. В этот период усилилось религиозное брожение и в мире ислама. На его фоне борьба между караимами и раббанитами приобрела особо острый характер, и обе стороны стремились получить поддержку властей. Однако уже в 10 в. стало очевидным, что огромное большинство народа не желает отказаться от талмудического наследия и признания авторитета гаонов, и разрыв между караимской сектой и остальным еврейством все более углублялся.
Эта религиозная борьба, как и мессианские брожения, не привела к существенным переменам в жизни евреев мусульманских стран. Но в конце 10 в. и в первые десятилетия 11 в. еврейство в странах ислама утрачивает оптимистическую надежду на то, что власть ислама будет последним испытанием, за которым наступит избавление. Чувство беспросветности усилилось в результате указов ал-Хакима, которые стали издаваться им начиная с 1008 г. Согласно этим указам, евреи были обязаны носить на шее изображение тельца, «как их предки в пустыне»; им было запрещено носить украшения и ездить верхом. Указы были отменены, но оскорбление не забылось. Надежды на избавление в день тысячелетия с разрушения Второго храма также оказались тщетны.
См. Израиль См. Израиль — народ в диаспоре.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ в ЭЕЭ