Гольдштейн, Максимилиан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:09, 22 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей:  or Гольдштейн or Гольдштейн or Гольдштейн or Гольдштейн or Гольдштейн, Александр Леонидович or Гольдштейн, Александр Леонидович or Гольдштейн, Александр Леонидович or Гольдштейн, Александр Леонидович or Гольдштейн, Барух or Гольдштейн, Барух or Гольдштейн, Барух or Гольдштейн, Барух or Гольдштейн, Израиль Цалевич or Гольдштейн, Израиль Цалевич or Гольдштейн, Израиль Цалевич or Гольдштейн, Израиль Цалевич or Гольдштейн, Михаил Юльевич or Гольдштейн, Михаил Юльевич or Гольдштейн, Михаил Юльевич or Гольдштейн, Михаил Юльевич or Гольдштейн Алекс or Гольдштейн Алекс or Гольдштейн Алекс or Гольдштейн Алекс




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Гольдштейн, Максимилиан (Goldstein, Maximilian; Мордехай; 1880, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина, – 1942, ?), искусствовед, собиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства. Гольдштейн происходил из семьи Давида бен Шмуэля hа-Леви, автора книги «Турей захав» («Золотые столбцы»). Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене.

С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. Нумизматика). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов. Во время многочисленных деловых поездок за рубеж Гольдштейн познакомился с деятельностью еврейских музеев в Вене и в Германии. В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев Галиции. В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации.

Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ Э. М. Лилиена, с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг. Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию. С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна.

В 1920 г. Гольдштейн составил каталог своей коллекции и отправил его экземпляр в Австрийский музей фольклора в Вене, предлагая продать собрание, но сделка не состоялась. В 1935 г. Гольдштейн в соавторстве с поэтом и критиком К. Дрезднером написал книгу «Еврейская народная культура и искусство в Польше». Книга включала сотни фотографий предметов из коллекции Гольдштейна и была выпущена тиражом в 1000 экземпляров за счет автора. В нее вошли предисловие М. Балабана и эссе львовского историка Я. Шалла «Коллекционер и его коллекция».

Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове. После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания. С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел. После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств.

В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в гетто. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г.

Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы. В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.». В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее Бет hа-тфуцот была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация