Крым (ЭЕЭ)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:03, 14 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей:  or Крым, Самуил Авраамович or Крым, Самуил Соломонович or Крым, Соломон Самойлович




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Крым Директор Агро-Джойнта доктор Дж. Розен (1) и секретарь Джойнта Дж. Хаймэн (2) в колонии ИКОР. Крым


Крым, с 1954 г. — Крымская область Украинской ССР, с 1991 г. — Крымская автономная республика в составе Республики Украина. О еврейском населении Крыма с 2 в. до н. э. до конца 18 в. см. Крымчаки, Караимы.

Трудно определить численность еврейского населения Крыма накануне присоединения его к России. Известна лишь численность некоторых общин: в Чуфут-Кале в 1660 г. — свыше трехсот семей; в Мангупе второй половины 18 в. — триста семей. Видимо, общая численность еврейского населения Крыма не превышала пяти тысяч (из них около трех тысяч караимов), то есть была во много раз меньше, чем в 15–16 вв.

После присоединения Крыма к России (1783) часть татарского населения и некоторое число караимов и крымчаков оставили Крым, и в конце того же года в Крыму проживали 469 еврейских семей, то есть две с половиной–три тысячи человек, по-видимому, равное количество караимов и крымчаков. В 1791 г. Крым был включен в область, где евреям разрешалось селиться (впоследствии названную чертой оседлости). Проживание евреев было запрещено в Севастополе (1829–59 гг., позднее запрет был частично снят) и Ялте (с 1893 г.).

После присоединения Крыма русские власти начали постепенно освобождать караимов от различных ограничений, налагавшихся на евреев. В 1795 г. караимы были освобождены от двойной подати, которой облагались евреи, и в дальнейшем последовал указ, отменивший по отношению к ним черту оседлости, и т. п., а в 1863 г. караимы были уравнены в правах с остальными российскими подданными. Большинство караимов Крыма проживали в Евпатории и Феодосии; в 1850-х гг. их насчитывалось 500 семей (две с половиной тысячи человек).

Крымская война (1853–56) явилась поворотным пунктом в истории евреев Крыма. С ее окончанием увеличилась эмиграция евреев в Крым, и уже в 1863 г. их численность достигла около пяти тысяч человек. Приток евреев продолжался и в последующие годы. Новоприбывшие, среди которых было немало отставных солдат, занимались в основном ремеслом и в меньшей степени торговлей. В 1881 г. численность евреев превышала десять тысяч человек. В эти годы в Крыму развивается еврейское просвещение, основываются синагоги, общинные учреждения, школы. Погромы 1881–82 гг., не затронувшие Крыма, способствовали переселению евреев в Крым и появлению групп палестинофилов (см. Ховевей Цион), связанных с одесским Обществом вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет). В. Якобсон был в 1890-х гг. одним из видных крымских палестинофилов, а позже — уполномоченным Сионистской организации в Симферопольском округе. По переписи 1897 г. в Крыму проживало 28703 еврея-раббанита (включая крымчаков), составлявших 5,2% общего населения, и около четырех с половиной тысяч караимов. Подавляющее большинство евреев Крыма жило в семи городах: Симферополе (8951), Керчи (4774), Севастополе (3910), Карасу-Базаре (3144, из них около двух третей — крымчаки), Феодосии (3109), Евпатории (1592) и Ялте (1025). В 1914 г. число евреев Крыма достигло, по-видимому, 40–45 тыс. человек (из них около шести с половиной тысяч крымчаков), а число караимов — более восьми тысяч человек.

Еврейские погромы, которыми сопровождалась революция 1905–1907 гг., произошли в четырех городах Крыма: Феодосии (дважды), Керчи, Симферополе и Евпатории. Еврейская самооборона сумела в ряде случаев оказать серьезное сопротивление погромщикам. В этот период в Крыму действовали группы Цеирей Цион и Поалей Цион. Последняя выпускала в Симферополе в 1906 г. газету «Молот». В журнале еврейской учащейся молодежи «Молодая Иудея» (Ялта, 1906) публиковал свои стихи С. Маршак. В начале Первой мировой войны еврейское население Крыма значительно увеличилось за счет беженцев из западных губерний России. Прибытие беженцев способствовало развитию в Крыму национального еврейского движения и еврейской культуры. Численность евреев Крыма в 1917 г. достигла 68159 человек (8,4% общего населения), из них, вероятно, около семи тысяч крымчаков; число караимов Крыма равнялось 9078.

Февральская революция 1917 г. принесла евреям Крыма равноправие и возможность участия в политической, общественной и культурной жизни России. Значительное число евреев участвовало (в различных партиях) в политической борьбе, развернувшейся в Крыму в 1917–20 гг. Большинство политически активных евреев примыкало к еврейским национальным партиям. Выборы в советы еврейских общин, как и муниципальные выборы летом и осенью 1917 г., дали относительное (а в некоторых городах и абсолютное) большинство сионистскому (см. Сионизм) списку.

Установление власти большевиков (январь–апрель 1918 г.) первоначально почти не повлияло на политическую и культурную жизнь евреев Крыма, хотя Бунд, Поалей Цион и другие еврейские партии были выведены из Симферопольского совета и был разоружен еврейский батальон, образованный для защиты еврейского населения Симферополя от погромов. Немецкая оккупация Крыма (апрель–ноябрь 1918 г.) способствовала определенной стабилизации положения еврейского населения. В сентябре 1918 г. в Симферополе состоялся съезд еврейских общин Крыма. Из 24 делегатов 17 были сионистами, остальные представляли Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию, Бунд, Поалей Цион. Съезд принял решение о порядке деятельности еврейских общин и о создании краевого комитета еврейских общин Крыма. Органом краевого комитета стала газета «Еврейская община», несколько номеров которой вышло в конце 1918 г. Председателем союза еврейских общин Крыма был избран Д. Пасманик. В Крыму действовали и другие еврейские организации, в том числе ОЗЕ, содержавшая санатории в Евпатории и Ялте.

В ноябре 1918 г. в Крыму образовалось «краевое правительство», опиравшееся на Добровольческую армию и англо-французские войска. Это правительство, просуществовавшее до апреля 1919 г., возглавлял караим С. Крым, министром внешних сношений был М. Винавер. Несмотря на отдельные проявления антисемитизма, положение евреев в Крыму было сравнительно устойчивым, что привлекало туда многочисленных еврейских беженцев как с Украины, так и из Центральной России. В этот период еврейское население Крыма удвоилось и достигло 100–150 тыс. человек.

Относительная стабильность положения еврейского населения способствовала усилению сионистской деятельности в Крыму, в частности, благодаря пребыванию там И. Трумпельдора (май–август 1919 г.). Установление в апреле–июне 1919 г. на территории Крыма, кроме Керченского полуострова, советской власти не помешало Трумпельдору основать отделения Хе-Халуца, создать хахшарот (центры по подготовке к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль) в районе Джанкоя и заняться организацией алии халуцим.

Под властью Деникина (июнь 1919 г. – март 1920 г.) и, в особенности, Врангеля (апрель–ноябрь 1920 г.) значительно расширилась деятельность сионистской организации Крыма. В октябре 1919 г. в Балаклаве состоялось совещание сионистской организации юга России при участии М. Дизенгофа, представителей Киева, Одессы, Ростова и Крыма. Алия, первоначально нелегальная, была частично легализована летом 1919 г. в Симферополе Палестинским эмиграционным бюро. Под видом возвращающихся беженцев в Эрец-Исраэль из Крыма выезжали члены Хе-Халуца, Цеирей Цион и другие группы евреев.

В этот период в Крыму действовали кооперативные организации взаимопомощи (в том числе сионистский кооператив «Ахва»), культурные и просветительские общества, в том числе Тарбут, школы, детские сады на языке иврит и т. д. Среди беженцев, нашедших в Крыму временное прибежище, было немало писателей и поэтов — евреев, в том числе З. И. Анохи, О. Мандельштам, Э. Родин, И. Эренбург. Последние месяцы правления Врангеля были отмечены нарастанием антисемитизма, возросла опасность еврейских погромов. С целью воздействовать на международное общественное мнение Комитет защиты прав евреев, живущих в России и соседних с ней странах (находился в Стамбуле), послал письмо протеста на имя Врангеля (октябрь 1920 г.). В ноябре 1920 г. Красная армия овладела Крымом. Большевистскую власть в Крыму возглавляли Б. Кун и Розалия Землячка.

В начале 1920-х гг. еврейское население Крыма резко сократилось за счет эвакуации части еврейского населения с армией Врангеля, переселения некоторого числа евреев в Эрец-Исраэль, возвращения еврейских беженцев на места прежнего жительства. Некоторая часть евреев погибла во время голода 1921–22 гг. В 1921 г. численность еврейского населения составляла 50 043 человек, в 1923 г. в Крыму проживали 39 815 евреев-раббанитов и 5688 караимов.

Сионистская деятельность, как легальная, так и полулегальная, продолжалась в Крыму и в начале 1920-х гг. Но к середине 1920-х гг. был окончательно закрыт путь нелегальной эмиграции. Легальная деятельность спортивного общества «Маккаби» продолжалась до 1923 г. С «Маккаби» было связано движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922 г. в социалистическое движение hа-Шомер hа-цаир, которое со дня своего основания находилось в подполье. В 1924 г. число его членов в Крыму достигало 300–400 человек. Подпольные группы движения действовали в Симферополе, Евпатории, Феодосии и в некоторых еврейских поселениях (например, Ахдут близ Симферополя). С середины 1920-х гг. начинаются аресты и высылки членов движения, что ослабило hа-Шомер hа-цаир и привело после 1927 г. к прекращению его организованной деятельности в Крыму.

Движение Хе-Халуц продолжало действовать в Крыму в начале 1920-х гг. В октябре 1922 г. возле железнодорожной станции Колай (ныне Азовское) была основана первая земледельческая халуцианская коммуна Тель-Хай. Расширение хозяйственной деятельности Тель-Хая привело к организации новой земледельческой коммуны (в рамках легального Хе-Халуца) — Маян. Раскол в Хе-Халуце привел к расколу коммуны Тель-Хай. В апреле 1924 г. группа бывших членов Тель-Хая, которая присоединилась к нелегальному Хе-Халуцу, основала коммуну Мишмар вблизи Джанкоя. В середине 1920-х гг. в четырех земледельческих коммунах Крыма было свыше 300 членов. Влияние халуцианских коммун ощущалось во многих новообразованных еврейских колониях и артелях Крыма, и в некоторых из них (например, в сельскохозяйственном товариществе Хаклай, основанном в 1923 г. вблизи коммуны Тель-Хай) появились отделения Хе-Халуца. Почти со дня своего основания халуцианские коммуны в Крыму подвергались преследованиям властей. В середине 1920-х гг. участились аресты членов коммун, усилилась пропаганда против них в печати, ужесточился контроль за приемом новых членов. В конце 1920-х гг. халуцианские коммуны в Крыму были ликвидированы, однако их деятельность проложила путь к созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму в 1920–30-х гг.

В начале 1920-х гг., почти одновременно с основанием халуцианских хахшарот, началось спонтанное переселение еврейского населения в Крым с целью заняться там сельским хозяйством. В период революции и гражданской войны, когда значительная часть торговцев, кустарей и различного рода посредников оказалась без какого-либо заработка и была лишена гражданских прав, переход к сельскому хозяйству решал также проблему обеспечения продовольствием в период голода и разрухи. Еврейские переселенцы стали прибывать с 1922 г. В 1923–24 гг. в Крыму возникает несколько еврейских поселений, в большинстве своем носивших ивритские названия (Кадима, Херут, Бет-Лехем, Ахдут и т. д.). Большую помощь поселенцам с 1923 г. оказал Джойнт. В 1924 г. было образовано общество для помощи еврейским переселенцам (дочерняя компания Джойнта) — Агро-Джойнт. Представителем Агро-Джойнта в России был доктор И. Розен (1877–1949), много сделавший для развития еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму. К началу 1925 г., когда в основном закончилось спонтанное движение евреев в Крым, там существовало 20 еврейских сельскохозяйственных поселений, в которых жило около 600 семей.

С весны 1925 г. переселение евреев в Крым организованно проводил Комзет в сотрудничестве с Агро-Джойнтом и другими зарубежными организациями. Зарубежные организации помощи, в основном Агро-Джойнт, обеспечивали в 1925–29 гг. 86% всех расходов по устройству еврейских переселенцев в Крыму. О целях еврейского переселенческого движения велась дискуссия (в основном скрытая). Выдвигались различные проекты создания в Крыму и прилегающих к нему районах еврейской автономной республики или округа, например, планы А. Брагина (1893–1938?) и Ю. Ларина. Возобладала точка зрения большинства деятелей Евсекции, которые видели в переселении евреев в Крым (как и другие части СССР) только решение их экономических проблем и способ привлечения еврейского населения к участию в «социалистическом строительстве». В 1925–28 гг. переселение в Крым происходило в сравнительно небольших масштабах из-за трудностей, с которыми столкнулись переселенцы: нехватка земли (в 1926 г. — всего двадцать две тысячи гектаров), засоленность почвы, враждебное отношение местного населения и властей (например, председатель совнаркома Крымской АССР В. Ибраимов). В 1926 г. в еврейских сельскохозяйственных поселениях Крыма проживало 4463 еврея (около десяти процентов еврейского населения Крыма). По переписи 1926 г., всего в Крыму проживало 45 926 евреев-раббанитов (из них шесть тысяч крымчаков), что составляло 6,1% общего населения, и 4213 караимов. Большинство евреев жило в шести городах: Симферополе (19 869), Севастополе (6038), Феодосии (3807), Керчи (3621), Евпатории (2659) и Ялте (2392). Коренное еврейское население Крыма почти не участвовало в создании еврейских сельскохозяйственных поселений.

С 1928 г. темпы переселения евреев в Крым увеличились, как благодаря выделению Комзету крупных земельных участков (344,8 тысяч га в 1930 г.) и облегчению условий переселения, так и в результате прогрессирующего в стране разорения и вытеснения еврейских торговцев, кустарей, служителей культа, учителей и т. д. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Крым ежегодно переселялись две–три тысячи семей, среди которых были горские евреи с Кавказа, основавшие два поселка в районе Евпатории. В итоге пятилетней переселенческой работы в 1933 г. в еврейских поселениях Крыма проживало около пяти тысяч семей (20–22 тыс. человек). Причина сравнительно незначительного роста еврейских сельскохозяйственных поселений — частое возвращение поселенцев в прежние места жительства или уход в города Крыма и других частей СССР. В начале 1930-х гг. возрастает число рабочих-евреев на заводах Керчи и Севастополя. Начавшаяся в 1929 г. насильственная коллективизация, связанная с тенденциями «интернационализации» еврейских колхозов и борьбой с еврейскими традициями и религией, усилила бегство из сельскохозяйственных поселков. В 1932 г. в Крыму существовало 86 еврейских сельскохозяйственных поселков, из них четыре коммуны (в том числе коммуна Войо нова, основанная в 1928 г. группой М. Элкинда из Гдуд hа-авода, покинувшей Эрец-Исраэль). Почти все поселки, носившие ивритские названия, получили в 1929 г. названия на идиш или русском языке. 13 октября 1930 г. в Крыму был создан Фрайдорфский еврейский национальный район, охвативший большинство еврейских сельскохозяйственных поселений в северном Крыму. В момент основания района общая численность населения составляла около 30 тысяч человек, из них евреев около 35%.

С 1932 г. начался постепенный упадок еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму, обусловленный переносом основных усилий на заселение Биробиджана, курсом на индустриализацию, уходом значительной части еврейского населения в города. С 1932 г. урезаются земельные фонды Комзета в Крыму. В 1933 г. оставшиеся четыре коммуны, включая Войо нова, были превращены в колхозы. В 1936–41 гг. площадь земель, находившихся в распоряжении еврейских колхозов Крыма, составляла 157–158 тыс. га, а население еврейских колхозов в этот период — около четырех с половиной тысяч семей. Почти прекратилось еврейское переселение в Крым, последние сведения о нем относятся к 1937 г. Деятельность организаций Агро-Джойнт и ОРТ в Советском Союзе в этот период сосредоточилась на развитии кустарной промышленности в колхозах и в некоторых городах (Евпатории, Фрайдорфе и других) и была прекращена в 1938 г.

В 1935 г. в Крыму был образован второй еврейский национальный район — Лариндорфский. В него вошли северная и восточная части Фрайдорфского района, в которых были сосредоточены 63,5% его еврейского населения. С 1936 г. Фрайдорфский район именуется в советской печати «многонациональным». До середины 1930-х гг. выходила газета на идиш «Ленинвег» и действовал Крымский еврейский колхозный театр.

В начале 1941 г. еврейское население Крыма составляло около 70 тысяч человек, подавляющее большинство которых проживало в больших городах. Число евреев в 86 еврейских колхозах едва ли превышало 17 тысяч человек. До занятия Крыма немецкими войсками (октябрь 1941 г.) многим его жителям удалось эвакуироваться, в том числе большинству евреев Симферополя и, позднее, Севастополя, а также значительной части евреев Керчи, Феодосии и Ялты. Около 35% семей из еврейских колхозов Фрайдорфского района и значительная часть еврейских колхозников из других районов Крыма были эвакуированы (часть — на Северный Кавказ, где попала в руки немцев и была уничтожена). Большинство евреев Евпатории, Карасу-Базара и многих еврейских колхозов не смогли эвакуироваться. Так как Крым находился в зоне военных действий, уничтожение евреев здесь проводилось ускоренными темпами. После занятия местности германскими войсками проводилась регистрация евреев, кратковременное (не более двух–трех недель) заключение их в тюрьмы или гетто и наконец — массовое уничтожение. В ноябре–декабре 1941 г. были расстреляны евреи Евпатории (603 человека), Керчи и Феодосии (около девяти с половиной тысяч), Симферополя (14 тысяч). Всего в Симферополе и окрестностях в 1941–42 гг. было уничтожено 23325 евреев, в том числе 20821 ашкеназ. 18 декабря 1941 г., после краткого заключения в гетто (около двух недель), были уничтожены евреи Ялты (около полутора тысяч).

Решив использовать евреев на осенних полевых работах, немцы отложили уничтожение еврейских колхозников в районах Фрайдорфа, Джанкоя и Майфельда (бывший Хаклай) до конца 1941 г. Осенью–зимой 1941–42 гг. были уничтожены около семи тысяч евреев в Джанкое (в основном из еврейских колхозов) и неизвестное число во Фрайдорфском и Лариндорфском районах. 13 января 1942 г. были расстреляны 1512 евреев Майфельда и шести соседних еврейских колхозов. Позже остальных были расстреляны горские евреи из колхоза имени Шаумяна (март 1942 г.). 26 апреля 1942 г. Крым был объявлен «очищенным от евреев» (юденрайн).

В дальнейшем проводились более мелкие акции, в частности, после занятия Севастополя (июль 1942 г.). Всего в Крыму было уничтожено около 40 тысяч евреев, в том числе около шести тысяч крымчаков. Караимов, сумевших при помощи еврейских экспертов доказать свою непричастность к еврейскому народу, не тронули. Большинство местного населения относилось равнодушно к еврейской трагедии, а некоторая часть татар и русских крестьян сотрудничала с немцами (как и некоторые караимы). Лишь немногие оказывали евреям помощь и спасали их.

Немало евреев Крыма участвовало в партизанском движении, одним из руководителей которого был П. Ямпольский. Из четырех евреев — Героев Советского Союза, родившихся в Крыму или живших там до войны, двое родились в еврейских земледельческих поселениях (Х. Дыскин и Д. Кудрявицкий), один был крымчаком (поэт Я. Чапичев) и один прибыл в Крым в 1924 г. (З. Горелик).

После изгнания немцев (апрель–май 1944 г.) в Крыму произошли глубокие демографические, административные и политические изменения. В мае 1944 г. из Крыма были выселены татары; в Крым возвратились евреи, эвакуированные в начале войны, в том числе члены еврейских колхозов. Численность еврейских колхозников достигла 600 семей. По-видимому, в 1944 г. возник проект создания в Крыму еврейской республики, что было впоследствии использовано как повод для расправы с Еврейским антифашистским комитетом. В июне 1945 г. Крым был превращен в область, а в августе подавляющее большинство еврейских колхозов и поселков были переименованы: Фрайдорф — в Новоселовское, Лариндорф — в Первомайское, Майфельд — в Майское и т. д.

Вернувшиеся из эвакуации евреи поселились в двадцати колхозах, но лишь в одном из них они составляли большинство. Власти, считавшиеся с антиеврейскими настроениями местного населения, побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 еврейскими семьями из разных районов Крыма. Удаление из Крыма почти половины еврейского земледельческого населения привело к фактической ликвидации еврейского сельскохозяйственного центра в Крыму.

По переписи 1959 г., в Крыму насчитывалось 26 374 еврея (2,2% общего населения Крыма), из них в Симферополе проживало около 11 200, в Севастополе — 3116. Более десяти процентов евреев (2675 человек) проживало в сельской местности. Председатель колхоза «Дружба народов» (Красногвардейский район) И. Егудин (родился в 1915 г.) был в 1960–70 гг. депутатом Верховного Совета Украинской ССР.

По переписи 1970 г., в Крыму проживало 25 614 евреев (1,4% общего населения Крыма) и 1553 караима. Число евреев, живущих в сельской местности (1525) резко упало по сравнению с 1959 г. и составляло шесть процентов. Эмиграция 1970-х гг. и отрицательный естественный прирост привели к дальнейшему уменьшению еврейского населения Крыма. По переписи 1979 г., оно составило 22 597 человек (1,1% общего населения Крыма), численность караимов — 1151 человек. Согласно данным всесоюзной переписи 1989 г., в Крыму проживали 14,9 тыс. евреев.

Демократические перемены в Советском Союзе в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в сочетании с тяжелым экономическим положением, страхом перед антиеврейскими эксцессами способствовали массовому выезду евреев Крыма в Израиль, США и другие страны. После распада Советского Союза в конце 1991 г. ухудшающееся экономическое положение способствовало массовому выезду евреев. Так, по данным Еврейского агентства, только через Симферопольский аэропорт в Израиль выехали в 1994 г. 1570 евреев Крыма, в 1995 г. — 1930, в 1996 г. — 3020, в 1997 г. — 2098, в 1998 г. — 1,5 тыс., в 1999 г. — 1,7 тыс., в 2000 г. — 1,6 тыс., в 2001 г. — 900, в 2002 г. — четыре тысячи. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Крыму проживали 4,5 тыс. евреев, из них в Севастополе — одна тысяча.

В 1990-х гг. – начале 2000-х гг. в Крыму происходило возрождение еврейской жизни. В различных городах Крыма создавались еврейские общины, объединявшиеся в Ассоциацию еврейских организаций и общин Крыма (председатель А. Гендин). Открывались филиалы международных еврейских организаций: Еврейского агентства, Джойнта. Стали выходить периодические издания: ежемесячник «Рассвет» с марта 1997 г., под редакцией Б. Гельмана (Севастополь); ежемесячник «Ма нишма» — орган Еврейского агентства в Крыму с 2001 г. (Симферополь). Функционируют благотворительные организации: «Хесед-Шахар» в Севастополе, Симферополе. Функционируют еврейские воскресные школы, еврейские музыкальные ансамбли — «Шалом» (Евпатория), «Хаверим» (Симферополь), молодежные клубы. Еврейским общинам возвращают здания бывших синагог. Так, в 1993 г. еврейской общине Евпатории было возвращено здание бывшей Ремесленной синагоги. В 1992 г. в Евпатории действовал международный еврейский молодежный лагерь «Эзра». В октябре 2002 г. в пансионате «Прибрежный» проводила занятия Крымская школа по иудаике. 30 октября 2002 г. на 11-м километре Феодосийского шоссе, на месте массового расстрела евреев 11–13 декабря 1941 г., был открыт памятник.

Ряд органов периодической печати Крыма ведет антисемитскую пропаганду. Так, газета «Дзвин Севастополя», орган общества «Просвит» имени Т. Шевченко, постоянно публикует статьи о «жидомасонах, губящих Украину». В Севастополе активно действуют группы скинхедов.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КРЫМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация