История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
8.05.2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
- Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.
Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом эмансипационного процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. Эмансипация привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
Содержание |
В Стране Израиля
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами и на 400 лет стала частью Османской империи.[1]
Евреи там имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[2] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
Согласно книге голландского географа и лингвиста Адриаана Реланда "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata", вышедшей в 1695 году,[3] страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.[4][5]
В 1700 году рабби Иеhуда Хасид прибыл в Иерусалим во главе около тысячи своих последователей — ашкеназов из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Но они не удержались в городе и были выселены. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[6]
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Он не смог овладеть страной, так что на положении евреев это никак не отразилось.[7]
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане.[8]
За пределами Страны Израиля
В Западной Европе
Новая экономическая обстановка создала новые возможности для евреев.
Усиление религиозного протвостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.
Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.
В Нидерландах
По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза.
В Великобритании
В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора Кромвеля с главой амстердамской общины Менаше Бен-Исраэлем началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.[9] После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.[10]
В Польше и России
В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Саббатая Цеви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.
В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"
После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
В Азии
В Африке
В Америке
Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).
С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[11]
После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.
Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией[12] и еврейские участники американской революции.
В 17-18 в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.[13]
Библиография
- Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
Примечания
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл.
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ Jewish.ru
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке
- ↑ Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.