История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 8.05.2010


Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.

Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом эмансипационного процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. Эмансипация привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.

Содержание

В Стране Израиля

В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами и на 400 лет стала частью Османской империи.[1]

Евреи там имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[2] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

Согласно книге голландского географа и лингвиста Адриаана Реланда "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata", вышедшей в 1695 году,[3] страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.[4][5]

В 1700 году рабби Иеhуда Хасид прибыл в Иерусалим во главе около тысячи своих последователей — ашкеназов из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Но они не удержались в городе и были выселены. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[6]

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Он не смог овладеть страной, так что на положении евреев это никак не отразилось.[7]

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане.[8]

В период 1800-31 гг. центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету (провинции); Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.[9]

В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Египтом. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания, которые были подавлены.

В этот период проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме. Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.[10]

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Страны Израиля. Цфат сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.[11]

К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.[12] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев.

Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Страны Израиля продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.[13]

За пределами Страны Израиля

В Западной Европе

Новая экономическая обстановка создала новые возможности для евреев.

Усиление религиозного протвостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

В Нидерландах

По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза.

В Великобритании

В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора Кромвеля с главой амстердамской общины Менаше Бен-Исраэлем началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.[14] После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.[15]

В Польше и России

В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Саббатая Цеви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.

В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"

После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.

В Азии

В Африке

В Америке

Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).

С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[16]

После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.

Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией[17] и еврейские участники американской революции.

В 17-18 в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.[18]

Библиография

  • Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009

Примечания

  1. Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
  2. Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл.
  4. Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
  5. A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  10. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  11. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  14. Jewish.ru
  15. Электронная еврейская энциклопедия
  16. Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке
  17. Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?
  18. Электронная еврейская энциклопедия


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация