Грузенберг, Сергей Николаевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Gary | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Сергей Николаевич (Ноевич) Грузенберг (1888, Тифлис, Российская Империя - 1934, Москва, СССР) – выдающися российский и советский архитектор и книжный график.
Содержание |
Биография
Сергей Николаевич Грузенберг родился в Тифлисе, в еврейской семье. В 1906 году окончил классическую гимназию. В том же году поступил на архитектурное отделение Политехнического института в Мюнхене.
По окончании учебы работал в Петербурге у архитекторов Гингера, Фомина,. С 1912 года был уполномоченным по архитектурной части Комиссии по охране памятников искусств и старины. Выполнил проект реставрации Петровской кунсткамеры и проект «Галереи российских императоров». Получил первую и вторую премии на Всероссийском конкурсе памятника Петру Великому.
Работал затем в отделе охраны памятников искусства и старины. Создал "Альбом кладбищ" и "Альбом домовых церквей".
В июне 1919 года С.Н. Грузенберг переехал в город Екатеринослав и стал профессором кафедры архитектуры Еврейского Политехнического института (ЕПИ), где работал до 1921 года. Поступая туда на работу, он предоставил отзывы А. Бенуа и И. Фомина. Академик Александр Бенуа писал: «Известные мне труды Сергея Николаевича... представляют, на мой взгляд, совершенно выдающиеся работы ... они занимают обособленное положение своими высокими техническими достоинствами». Другой академик архитектуры, профессор Академии художеств И. Фомин отмечал: «...Сергей Николаевич Грузенберг известен мне как отличный архитектор, как талантливый рисовальщик и знаток стилей и истории искусств. Я могу рекомендовать его горячо как преподавателя в класс композиции по архитектуре...» [1].
В 1920 году участвовал в конкурсе на "Мавзолей-колумбарий жертвам контрреволюции в Екатеринбурге"
С 1922 года работал в Москве. Разработал проекты завода «Фрезер» и здания Института К. Маркса и Ф. Энгельса, а также проект первого крематория.
В городе Иваново по проекту Гузенберга был построен квартал жилых домов, ограниченный проспектом Ленаниа, улицей Большой Комсомольской и Пограничным переулком.
С.Н.Грузенберг входил в объединение "Мир искусства". Начиная с 1909 года он участвовал во многих выставках: «Союз русских художников», «Мир искусств» и других, где выставлял графику и архитектурные фантазии.
Он много занимался книжной иллюстрацией. Выполнил иллюстрации ко многим книгам – «Декамерон», сказкам «Тысяча и одна ночь», стихам Верлена, лицейским стихотворениям А. С. Пушкина, оформил книги «Адмиралтейская игла» Б. Садовского, «Пять лет Советской власти» и другие. Рисовал для журналов «Сатирикон», «Крокодил», «Красная нива».
Выполнил ряд экслибрисов, образцы денежных знаков (1924). По заказу монетного двора разработал аверс и реверс трёхкопеечной монеты. Занимался графическими миниатюрами и экслибрисами.
Произведения Грузенберга экспонировались в 1925 году в Париже на Международной выставке художественно-декоративных искусств.
С 1932 до своей смерти в 1934 году был художником Реввоенсовета СССР.
Публикации
- Грузенберг, Сергей. - Книжные знаки. - М.: Художественная печать, 1924. - 21с
Примечания
- ↑ [Государственный архив Днепропетровской области (ГАДО), - Ф. 2065, оп. 2, д. 251 (Личное дело С. Н. Грузенберга). РЕЭ, т. 1, - с. 383.]
Ссылки
- Александр Бастряков. Екатеринославский еврейский политехнический институт
- Сайт города Иваново. Городские легенды: Человек, придумавший три копейки
- Экслибрисы Грузенберга
- Статья Архитектура крематория
- Грузенберг Сергей Николаевич