Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20.08.2011


Файл:SONGHAI empire map.PNG
Сонгайская империя в 1500 году

Евреи Билад аль-Судан (иврит אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן название на иудейско-арабском языке) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или Испании и Португалии.

Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась Билад ас-Судан (по-арабски Земля чёрных. Евреев из Испании, Португалии и Марокко и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах Кабо-Верде. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за миграции и ассимиляции.

Содержание

Древняя история

По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в АфрикЕ были в таких местах, как Египет, Тунис и Марокко. Евреи поселились около Верхнего Нила в Элефантине в Египте. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг Карфагена римским императором Титом.

Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Тарсисом и Офиром.[1] Септуагинта [2] и Иероним[3], который учился у евреев, и очень часто арамейский Таргум в Невиим отождествляет библейский Фарсис с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов, упомянутых в Талмуде. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились Десять потерянных колен, будучи изгнаны ассирийцами.[4] С этим связана идея, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.

Еще в римские времена марокканские евреи начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.

Раннее средневековье

Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева Kahina главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.

В X-м веке, когда социальные и политические условия в Багдаде становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в Тунис. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью как Магреби, передавая это название от отца к сыну.

Согласно записям, например Тарик аль-Судан, первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из Йемена"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из Йемена эфиопами или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения Зу Нуваса. В Тарик аль-Судан, говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.[5]

Торговля и создание общин

В VIII-ом веке раданиты, группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение Сахары, поселились в Тимбукту и его окрестностях. [6]

Кроме того, рукопись Тарик аль-фаттахописывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:

  • Джабрут бин-Хашима
  • Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
  • Зеор бин-Салам
  • Абдель-Латиф бин-Солайман
  • Малик бин-Айюб
  • Фадиль бин-Мзар
  • Шалеб бин-Юсеф

Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.[7]

Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.[8]

Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек, известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.[9]


См. также

Источники и ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times, Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
  • Jewish Communities in Exotic Places, Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
  • Jews In Africa: Ancient Black African Relations, Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
  • Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews, The Dial Press, NY, 1931, by Joseph J. Williams
  • Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community, Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
  • Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews, by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
  • The Jews of Timbuktu, Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
  • Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu, Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
  • Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban

Примечания

  1. Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.
  2. Исаия 23:01
  3. на Иехезкиэль 25:7
  4. Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a
  5. Tarikh es-Soudan, Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10
  6. [Примечание: Это предыдущее заявление не дает точную ссылку]
  7. Tarikh al-fattash, by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63
  8. Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67
  9. Primak, Karen Евреи в местах, о которых вы никогда не думали = Jews in Places You Never Thought of. — ISBN 0881256080
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация