Требование чистоты крови
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
10.08.2011 | |
Проверка чистоты крови - механизм ограничения гражданских прав сефардов и мудехаров во время реконкисты в Испании. Ограничения касались марранов, конверсос и новых христиан в связи с подозрениятми, что они тайно практикувают свою старую религию - криптоиудаизм и криптоисламизм.
Содержание |
Чистота крови
Проверка чистоты крови (исп. limpieza de sangre), (порт. Limpeza de sangue) относилась к придворным служителям и духовенству. Для занятия высших государственных и церковных постов требовалось обязательное доказательство со стороны кандидата, что они принадлежат к так называемой "хорошей крови", т.е. происходят из рода исконных христиан. Требование введено по настоянию Педро Сармиенто в Толедо в 1449 г. Папа Николай V воспротивился этому, но требование проводилось местными органами власти, университетами, при возведении в военные чины и т.д.[1]
История
Требование чистоты крови введено в ходе реконкисты в XV веке, после введения инквизиции в Испания и особенно после изгнания евреев из Испании. Служило ограничением влияния на общественную жизнь и процессы криптоевреев. Папство в лице папы Александра VI в 1496 г., т.е. за два года до смерти первого великого инквизитора Томаса де Торквемада, одобрило статут чистоты крови ордена иеронимитов.
В это время требование стало обычным среди испанской аристократии, как ритуал: при подозрении в смешанной крови тот, о ком стоял вопрос резал себе вены на руке, чтобы показать, что кровь у него голубая.
Постепенно в течение XVI века применение требования чистоты кровм превратилось в нечто вроде ритуальной мании среди дворянства и аристократии при занятии светских и религиозных постов и при приёме в различные гильдии в империи Карла V.
С 1522 г. требование чистоты на крови было введено в университетах в Саламанке, Вальядолиде и Толедо. Устав Университета в Толедо предписывал, чтобы требование прилагалось к потомкам евреев или мавров.
Отголоски в XIX-XX веке
В 1804 г. Фернандо VII нарушил это требование, женившись без санкцияи Совета по установлению чистоты на крови на очередной своей супруге. В 1865 г. в Испания было отменено требование доказательства чистоты крови при приёме в армию, а вскоре после этого и при поступлении во флот. С 1870 г. перестали предъявляться требования доказать чистоту крови как критерий допуска на професорские кафедры на высшие должности в общественной администрации Испании.
В начале XX века, после выхода книги англичанина Стюарта Чемберлейна "На чём держится XIX век", расовая теория стала весьма популярна и модна, возвращаясь к аналогиям из прошлого Западной Европы, а именно к истории Испании в частности. После Первой мировой войны расовая теория и требование доказательства чистоты крови было принято набольшой Германской рабочей партией. С 1930 года с выходом книги "Миф двадцатого века" оформилась национал-социалистическое мировоззрение, которое полностью включало требование доказательства чистоты кровти. В Третьем Рейхе было введено так называемое свидетельство об арийском происхождении, после чего приняты и так называемые Нюрнбергские законы.
Источники
Литература
- Caro Baroja, J. (1978, 2.ª ed.): Los judíos en la España Moderna y Contemporánea, Istmo, Madrid, 3 vols.
- Castro, Americo: SIMBIOSIS CRISTIANO-JUDAICA. LIMPIEZA DE SANGRE E INQUISICIÓN.
- Hering Torres, Max Sebastián "LIMPIEZA DE SANGRE" ¿RACISMO EN LA EDAD MODERNA?
- Greenwood Davydd J (1978) PUREZA DE SANGRE Y NOBLEZA EN EL PAÍS VASCO Y CASTILLA: CONCEPTOS NATURISTAS, VARIEDADES DEL ORDEN SOCIAL Y AUTONOMÍA DE LA NATURALEZA - Ethnica: revista de antropología, ISSN 0210-560X, Nº. 14, 1978 , pags. 161-182
- Mendoza Alonso, C. (1986): Judío, Enciclopedia General Ilustrada del País Vasco, San Sebastián, Auñamendi
- Albert A. Sicroff. (1985, tesis de 1955): Los Estatutos de Limpieza de Sangre. Conrroversias entre los siglos XV y XVII, Taurus, Madrid.
См. также
Примечания