Биркат Ицхак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 11:34, 30 июля 2011; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Файл:Kollelbirkatizhak.jpg
Учеба в коллеле «Биркат Ицхак»

Институт изучения иудаизма (Колель) «Биркат Ицхак» (Москва) (ивр. כולל ברכת יצחק‎) — высшее еврейское религиозное учебное заведение для женатых учащихся, готовых посвятить себя изучению Торы. Был создан в 2000 году в Москве как место обучения выпускников иешивы «Торат Хаим», а также в связи с необходимостью создания в Москве центра профессионального изучения Торы. В процессе своей деятельности коллель «Биркат Ицхак» стал центром, воспитывающим своих раввинов, преподавателей, способных легко общаться в русскоязычной среде, организующим общинную еврейскую жизнь. В настоящее время коллель располагается в Лучникове переулке в Басманном районе Москвы.

История

Коллель «Биркат Ицхак» был создан в 2000 году виднейшим из раввинов Европы равом Мойше Соловейчиком, благословенна память праведника, и главой литовского еврейства равом Аароном Йегудой Лейбом Штейнманом — одним из глав нашего поколения. Коллель был создан на базе Центра изучения Торы в Москве как место обучения выпускников иешивы «Торат Хаим», а также для возрождения системы традиционного еврейского образования, разрушенной в годы антирелигиозной политики СССР. Поскольку естественная цепочка передачи знаний была прервана, для организации учебного процесса были приглашены раввины из Израиля, Европы и Америки. Организаторами коллеля выступили директор Центра изучения Торы в Москве рав Александр Айзенштат и руководитель иешивы «Торат Хаим» рав Моше Лебель. Материальную поддержку начинанию оказали господин Исроэль Моше Бронер, господин Берл Райхман и господин Авраам Фрухтандлер. Руководителем коллеля стал преподаватель иешивы в Бней-Браке рав Симха Аккерман. Преподавателями в коллель были приглашены авторитетные раввины из Израиля, США, Швейцарии, Бельгии. Среди них — рав Борух Васинг (раввин общины и преподаватель иешивы в Антверпене), рав Шимон Вайс (сегодня преподаватель иешивы в Бней-Браке), рав Аарон Лубинский. После того как рава Симху Аккермана пригласили преподавать в одной из крупных иешив в Бней-Браке, он не смог занимать пост руководителя коллеля. На эту должность в 2001 году был назначен рав Бенцион Меламед (Бней-Брак), преподававший с 1999 года в иешиве «Торат Хаим». В коллель «Биркат Ицхак» неоднократно приглашались в прошлом, а также коллель регулярно посещают с лекциями (многие несколько раз в год) крупнейшие авторитетные раввины нашего поколения: рав Моше Фаркаш — преподаватель иешивы «Хаим Берлин» в США, рав Звулун Шварцман — руководитель коллеля и иешивы «Шев Шмайтета», рав Моше Шапира — руководитель колелля и иешивы «Шев Шмайтета», рав Матитьяу Саломон — глава иешивы в Лейквуде (США), рав Пинхас Бронфман — глава иешивы «Кнессет Шалом», раввин западного района в Бней-Браке, член раввинского суда и организации, отвечающей за кашрут, рав Йосеф Каменецкий — глава коллеля «Мирес» (Москва).

Система обучения

Файл:Kollelbirkatizhak & rav Aichler.jpg
Учащиеся коллеля «Биркат Ицхак» с раввином Айхлером

Обучение в коллеле построено на так называемой «литовской системе». Это название связано с тем, что система была заложена и развивалась в литовских иешивах конца XIX — начала XX веков, где краеугольным камнем является глубокое изучение Вавилонского Талмуда. Необходимость такого изучения основана на том, что Вавилонский Талмуд признан основным источником Устной Торы, а без Устной Торы невозможно правильное понимание Торы Письменной.

Изучение Вавилонского Талмуда помимо конкретных знаний особенно еще и тем, что оно способствует вырабатыванию у ученика определенного образа мышления, умения систематизировать законы и проникать в их суть. Второй ступенью в процессе данной системы обучения является изучение «Шульхан Аруха»  — общепринятого во всех еврейских общинах кодекса законов. Кроме того, обязательным является и изучение трудов великих мудрецов по еврейскому мировоззрению и еврейской этике.

Занятия в коллеле в обязательном порядке проходит парами, где каждый из учащихся может выступать как оппонент в понимании изучаемого материала, или как проверяющий знание материала. Каждая пара является частью всего коллектива коллеля, и вопросы, обсуждаемые внутри пары, иногда выносятся на рассмотрение всего коллектива. Во главе всего процесса обучения стоит рав — преподаватель. В его обязанности входит как создание условий для достижения коллективом максимально высокого уровня в знании Торы, так и воспитание личности учащегося как таковой. Система обучения зависит от уровня знаний ученика, который варьирует от необходимости изучения азов Торы и еврейского алфавита до способности к самостоятельному преподаванию. Поэтому изучение Торы строится не только по принципу последовательного изучения определенных текстов, но и по принципу изучения одного и того же материала на абсолютно разных уровнях.

Коллель является не только коллективом, занятым изучением определенного количества учебного материала, это еще и сообщество единомышленников, целью которых является помочь друг другу подняться на максимальную высоту в служении Творцу. В основе основ этого сообщества лежит совместное изучение Торы, совместная молитва, работа над воспитанием личности, единение в радости и, не дай Б-г, в горе, совместное проведение праздников, взаимопомощь как моральная, так и материальная.

Коллель «Биркат Ицхак» является центром, вокруг которого организуется общинная жизнь не только его учащихся, но и других членов общины, которые изучают Тору в коллеле «Биркат Ицхак» в свое свободное время, не занятое работой по специальности. Для максимально эффективной учебы последних действует программа «Хаврута», по которой в колеле постоянно присутствуют русскоязычные преподаватели, профессионально изучающие Тору в израильском колеле «Шев Шмайтета». Они живут в религиозных районах и городах Израиля и поочередно прилетают в Москву на одну-две недели, где проводят как коллективные, так и индивидуальные занятия.

В коллеле действует своя синагога, проводятся молитвы в будние, праздничные дни и в Субботы с постоянным миньяном, регулярно проводится Чтение Торы. Около года назад в синагогу был внесен написанный на высоком уровне специально для коллеля Свиток Торы. Он была подарен коллелю господином Яиром Ивановым.

Русское еврейство, которое всегда славилось своими мудрецами Торы и иешивами, за последние сто лет пережило невероятные потрясения. Погромы Первой Мировой и Гражданской войн, сталинские репрессии, нацистские концлагеря, коммунистический режим постсталинского периода физически и духовно истребляли еврейский народ. Выжившие оказались оторваны от наследия отцов, была прервана цепочка передачи Торы из поколения в поколение. Целью коллеля является не только ознакомить русское еврейство с азами еврейской традиции, но и полноценно возродить ценности Торы в среде русскоязычных евреев. Наш метод — это подготовка высококвалифицированных профессионалов в области Торы, воспитание преподавателей Торы, раввинов, знатоков еврейского законодательства, руководителей общин.

Поэтому в последние пять лет существования коллеля особенный акцент в изучении придается изучению «Шульхан Аруха». Поскольку закон в том виде, в котором он представлен в «Шульхан Арухе», является заключительным звеном в цепочке выведения закона, в коллеле, для достижения глубокого понимания смысла закона, изучается его источник в Талмуде с комментариями ришоним и ахароним, подробно изучается не только мнение принятое как окончательное, но и первоначальное понимание закона, а также мнения, противоречащие окончательно принятому. Только таким образом будущие раввины постигают саму суть закона и становятся готовыми к практическому применению законов в конкретных жизненных ситуациях.

Поскольку знание необходимо как углублять, так и расширять, а основное время затрачивается на глубокое изучение, было решено организовать дополнительное занятие. Каждое утро, до начала молитвы «шахарит», в колеле проходит урок Талмуда с толкованиями Раши и Тосафот по ускоренной программе.

На данный период закончено изучение сложнейших трактатов Талмуда: «Нида», «Брахот», «Шабат». В настоящее время изучается трактат «Бейца». В основное время в коллеле были глубоко изучены трактаты «Баба Меция», «Сука», «Шабат», «Хулин». А также следующие разделы «Шульхан Аруха»: «Мелиха», «Басар бехалав», «Тааровет», «Законы Ниды и Твилы», «Ихуд». В настоящий момент изучаются законы «Пат акум», «Бишуль Акум», «Халав Акум». В ближайшее время начнется изучение законов Субботы и праздников.

Была поставлена цель добиться уровня уважаемых в мире иешив, и сдать экзамены на разделы «Шульхан Аруха» с целью получения смихи — раввинского сертификата. Для этого по мере изучения больших разделов были организованы поездки в Израиль, где учащиеся сдавали экзамены у общепризнанных известных раввинов общин, глав раввинского суда. Экзаменаторами были рав Нисим Карелиц, глава раввинского суда, глава коллеля «Хазон Иш», рав Залман Нехемия Гольдберг, глава бейт-дина, рав Мордехая Айхлера, член раввинского суда и глава коллеля в Бейтаре, рав Цви Вебера, раввин района «Неве Яаков» в Иерусалиме, рав Пинхас Бронфман, глава иешивы «Кнессет Шалом», раввин западного района в Бней-Браке, член раввинского суда и организации, отвечающей за кашрут. На сегодняшний день сданы экзамены на важнейшие разделы «Шульхан Аруха». В 2010 году учащиеся коллеля удостоились высокой награды: на съезде раввинов Европы, состоявшемся в Москве, им были вручены смихи, под которыми подписались раввины Лондона, Парижа, Лиона, Амстердама, Нью-Йорка, Москвы и Женевы.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация