Лайтман, Михаэль Семенович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:44, 25 июля 2011; Arielybot (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Михаэль Лайтман
מיכאל לייטמן
Файл:IMG 5723.jpg
Имя при рождении:

Михаил Семёнович Лейтман

Дата рождения:

31 августа 1946(1946-08-31) (78 лет)

Место рождения:

Витебск (СССР)



Михаэль Лайтман (тж. Михаил Семёнович Лайтман; имя при рождении — Михаил Семёнович Лейтман[1]; род. 31 августа 1946 года, Витебск) — создатель псевдокаббалистического движения "Наука каббала" ("лайтманизма"), основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute),[2] член Всемирного Совета Мудрецов [3]. Учился у каббалиста Баруха Ашлага и выдает себя за его последователя. Кандидат философских наук. (Аттестат профессора онтологии и теории познания[4] ему выдала общественная негосударственная организация сомнительной репутации «Международный межакадемический союз».[5]. К тому же, как сам Лайтман рассказал в интервью газете Едиот Ахронот, профессорское звание было условным, и он должен был для его подтверждения поработать в «академии, в России», чего не произошло).

Содержание

Биография

Родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).

В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику.[1][6][7][8] В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.

В 1975-м осознал себя верующим, начал посещать раввинов и каббалистов.

В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.

В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага начал преподавание каббалы.

В 1994 году основал группу Бней Барух.

В 1996 году создал сайт о каббале www.kabbalah.info. В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.

В 2001 году на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира. Академия существует на отчисления 10 % от доходов учеников, которые Лайтман считает обязательными,[9] и на добровольные пожертвования[10]. Все учебные матералы — лекции, книги, фильмы и т.д — выкладываются в интернете в свободном доступе[11]. Академия также ведёт бесплатные заочные курсы[12].

Лайтман — автор нескольких десятков книг, в которых излагается его подход к каббале. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира. Лекции транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы и на 66-м канале израильского кабельного телевидения.

Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

Переход от упрощенного изложения каббалы к ее профанации

Лайтман начал свою деятельность с публикации (в основном, на русском языке) популярных книг о начальных понятиях каббалы. Его первые книги в большой степени отражали подход р. Ашлага, изложенный в упрощенной, рассчитанной на начинающего читателя, форме. В этих первых книгах он писал о каббале как об интегральной части иудаизма, что, собственно, является общим подходом – как Ашлага, так и всех предшествующих каббалистов.

Однако в 2002 г. М. Лайтман полностью изменил свою стратегию и ввел понятие "наука каббала", которое и сделал своим брендом. Общепринятым в каббале является слово «хохма» («мудрость»). У Ашлага и других каббалистов применительно к каббале можно встретить и слово «мада». Оно встречается сравнительно редко и означает "знание". В современном языке слово "мада" означает "наука", но в контексте еврейской традиции оно, конечно, не имеет отношения к науке в ее светском или современном понимании. Например, книга Маймонида "Мада", входящая в Мишне Тора, говорит о знаниях о Боге, но ни в коем случае не о "науке" о Боге. Однако именно перевод слова "мада" как "наука" в некотором смысле стал началом возникновения его новой идеологии.

Этот термин был принят Лайтманом, во-первых, чтобы сделать свой бренд, оторвав его от иудаизма, популярным в широких массах, не связанных с еврейским народом или с религией; во-вторых – чтобы использовать уважение, существующее в общественном сознании по отношению к слову «наука». Разумеется, лайтманизм (как, впрочем, и каббала) наукой не является – ни по критериям гуманитарных, ни естественных наук.

Лайтман объявил, что каббала является просто знанием о мире, необходимым, как всякое другое знание, для достижения успеха в мире, - а не для того, чтобы наполнить новым осмыслением свою религиозную жизнь, как это естественно подразумевается в традиционной каббале. Поскольку этот взгляд расходится с подходом всех каббалистов прошлого, - в том числе, включенных Лайтманом в список источников, на которые он опирается, - он, естественно, вызвал резкую критику со стороны всех, изучающих каббалу – как в религиозной традиции, так и в академическом аспекте. В ответ Лайтман объявил, что религиозные являются врагами каббалы и ничего в ней понимают, и только его понимание каббалы является истинным. С этого момента деятельность Лайтмана может быть квалифицирована лишь как «псевдокаббала».


Подход Лайтмана к каббале

Основная статья: Лайтманизм

Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности.[13] Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой, половой принадлежности и сексуальных предпочтений[14][15]. Также, по словам Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале (см.раздел «Критическое отношение к деятельности Лайтмана»).

Трактовка понятия «Творец»

Лайтман отвергает[16] общепринятое представление о Творце. Согласно Лайтману, Творец — это свойство «отдачи» — более высокая, по отношению к нему, ступень. Творец — это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец — это «общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели — поднять творения в развитии до своего уровня».[17]

Критика

Деятельность Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве[18][19] и в профанации каббалы. Ортодоксы категорически отвергают утверждения Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, на основании того, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания.[20][21][22]

«Израильский центр жертв культов» (המרכז הישראלי לנפגעי כתות) — частная некомерческая компания с ограниченной ответственностью, осуществляющая мониторинг организаций и общественных движений, которые полагает сектами, — считает, что в лайтмановском обучении каббале присутствуют следующие признаки контроля сознания и «промывки мозгов»:[23]

  • Культ личности Лайтмана.
  • Психологическое подчинение
  • Финансовая эксплуатация.
  • Внушение апокалиптических посланий.
  • Изоляция от семьи и друзей, изоляция от прошлого.
  • Эксплуатация свободного времени.

В интервью Лайтмана газете Едиот Ахронот от 30 июля 2010 года сообщалось о поданом им судебном иске против «Центра». [24]

Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации,[25] работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «Лайтмана Михаэля школу» в своём списке тоталитарных сект.[26]

При прокурорской проверке в г. Саратов, проведенной в августе 2007 года, из книжных магазинов была изъята книга Лайтмана «Богоизбранность»[27]. По словам сотрудника прокуратуры, лингвистическая экспертиза установила, что «издания содержат признаки экстремизма — пропаганду исключительности и превосходства людей по признаку расовой принадлежности, обоснование и оправдание превосходства по расовому признаку, а идейное содержание книг способствует возбуждению расовой и национальной розни».

Книги и публикации Лайтмана на русском языке

  • Кабала
  • Лайтман М. Богоизбранность. М., 2003.
  • Лайтман М. Духовный поиск. М., 2003.
  • Лайтман М. Зарождение общества будущего. М., 2004.
  • Лайтман М. Исторический аспект науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., 2005
  • Лайтман М. Каббала и религия // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала — корень всех наук // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как современное учение // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как форма иррационального сознания // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббалистический словарь. М., 2002.
  • Лайтман М. Книга «Зоар». М., 2003.
  • Лайтман М. Лестница в небо. М., 2000.
  • Лайтман М. Мир. Научное исследование пользы и необходимости исправления природы человека, до подобия Высшей управляющей силе, на опытной основе // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Наука каббала. М., 2002.
  • Лайтман М. Основы каббалы. М., 2000.
  • Лайтман М. Плоды Мудрости. М., 1997.
  • Лайтман М. Последнее поколение. М., 2004.
  • Лайтман М. Постижение высших миров. М., 1995.
  • Лайтман М. Развитие души. М., 2004.
  • Лайтман М. Система мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Сравнительный анализ каббалы и философии // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Суть науки каббала. М., 2005.
  • Лайтман М. Ступени возвышения. М., 1999.
  • Лайтман М. Схема мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Терминология науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. М., 2001.
  • Лайтман М. Четыре мира // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Язык каббалы // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.

Библиотека

Примечания

  1. 1,0 1,1 Фотокопия диплома С-ЗзПИ
  2. Институт исследования Каббалы им. Й. Ашлага(иврит)
  3. World Wisdom Council Members
  4. Аттестат профессора
  5. Александр Емельяненков Куплю докторскую. Не колбасу, а диссертацию // Российская газета
  6. М. Лайтман. О себе
  7. Вопрос о фамилии
  8. Информация о переименовании института
  9. На чьи деньги существует Академия Каббалы? «Каждый, желающий духовно развиваться, желающий быть участником системы исправления общей души, Адам, обязан отчислять 10 % своего дохода на исправление мира»
  10. Список пожертвований
  11. Архив Международной академии каббалы.
  12. Курсы дистанционного обучения по основам каббалы
  13. Беседа с Сергеем Доренко
  14. Анонс интервью М. Лайтмана в гей-журнале «Квир»
  15. Блог М. Лайтмана. Гомосексуализм и каббала (клип)
  16. Лайтман: Творец это форма отдачи (видео)
  17. Толковый словарь каббалистических терминов
  18. Анонимное письмо на сайте «Информация о сектах в Израиле»(иврит)
  19. Михаил Лайтман и его адепты, A.Эскин
  20. Письмо-ответ раву Лайтману по поводу его интервью Михаэль Эзер. Хроники Иерусалима. 07.04.2002
  21. Тёмная сторона света. Перевод статьи Симы Бурковски, на сайте nana.co.il(иврит). В переводе опущена, присутствующая в оригинале, реакция Бней Барух на утверждения героев статьи. Реакция Лайтмана
  22. На правах объявления Реакция раввина Шая Гиссера на интервью М.Лайтмана газете «Вести» 14.03.2002
  23. Бней Барух — Рав Лайтман(иврит)
  24. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ul не указан текст
  25. Члены РАЦИРС и региональные представители РАЦИРС
  26. Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС). Список тоталитарных сект
  27. Из саратовского книжного магазина изъята экстремистская литература. Агентство РИАНОВОСТИ, 14 августа 2007 г.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Михаэль Лайтман

Ссылки

no:Michael Laitman

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках