Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.
Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями.
Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:
- Насколько каноническим был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с язычеством? Отдельный вопрос был ли он раввинистическим (как считает большинство историков) или караимским?
- Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например Древнюю Русь)?
- Насколько серьёзен вклад прозелитов-хазар в восточноевропейское еврейство?
Содержание |
Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам
Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер.
Замена языческих верований монотеистической религией закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.
Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама.
Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.
Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти.
Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни царя Овадии и содержание его реформ.[1]
Археология
Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связываются с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели систематический характер в советское время.
В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье обследовано недостаточно и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.
После многочисленных археологических исследований археологи констатируют, что основная масса народа оставалась языческой. Причем язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.[2] И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе раскопок территорий Хазарского каганата (Мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).
В связи с последними археологическими раскопками серии городищ, эта точка зрения становится все более обоснованной. Уловимых следов иудаизма на территориях раскопок не зафиксировано, а наоборот появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.
Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, имеется в виду не только иудаизм но и христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейских истоках и от них к иранским. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными [3].
Как замечает С.А Плетнева, из археологических исследований можно заметить исчезновения солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, как она предполагает, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполагая что противопоставление язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основу.[4]
Даже в таких поздних территориях проживания хазар как Крым, в том числе хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Правда на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствуют о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) до V в. На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные знаки, возможно, что возвышались они над могилами хазарских прозелитов.[5]
В Боспоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено.[6] Конечно было бы несправедливо не заметить о перспективах в будущих раскопках в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги, и возможности обнаружений следов хазарского иудаизма.
См. также
- Хазарский каганат
- Хазары
Примечания
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005, стр, 43
- ↑ С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.
- ↑ В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
- ↑ Флёрова В.С. С., 2000б
- ↑ С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.
- ↑ И. А. Завадская, Хронология памятников ранесредневековой христианской архетиктуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)
Литература
- Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- М.И Артамонов (История хазар. Л., 1962. С.38).
- Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
- Л.Н Гумилев, Древняя Русь и Великая Степь.
- Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X Английский текст
- Плетнева С. А. «От кочевий к городам» (М.,1967).
- Флерова В. Е.. «Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа?» // Российская археология. 2001. № 2.
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.