История антисемитизма
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Антисемитизм существует со времён античного мира и до наших дней.
Антисемитизм в Античном мире
По мнению ряда исследователей,[1] антисемитизм возник и развился в мире античного язычества, одним из центров котогого являлась Александрия, примерно около III—IV вв. до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. Одним из первых теоретиков антисемитизма можно считать египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.). В его повествовании об исходе евреев из Египта, евреи представлены «нечистыми»; по Менефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами (гиксосами), они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Вслед за Менефоном, Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове.
Эти выступления, однако, были единичными и не привели ни к каким практическим результатам. Наоборот, известно, что в царствования Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эверегета число евреев в Александрии значительно выросло.
Этот процесс был прерван в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в Иерусалим, разорив и осквернив Храм, который, по его приказу, был превращён в святилище Зевса Олимпийского. Это вызвало восстание евреев под предводительством Иуды Маккавея.
В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром.[2][3] Выступления против евреев в I в. до н. э. и I в. н. э. вспыхивали также на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине — в местах, связанных с зарождением христианства, с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь, христиан обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.
В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начали проявлять симпатию к евреям. После того, как власти Римской империи предприняли преследования христиан, оно оставили иудеев в покое.
Антииудаизм раннего христианства
В I и II вв (а иногда даже до конца III — начала IV века) иудеев и христиан часто рассматривали как одну религию. Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (ТаНаХ), как правило в её греческом переводе (Септуагинта).
Евреи часто укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах. Наряду с этим, однако, возникает и враждебное отношение иудеев к иудео-христианам. Аресты иудео-христиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям служат свидетельством этой вражды. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I. Так, христианские источники сообщают о преследованиях ранней иерусалимской общины и заключении в тюрьму апостолов Петра и Иоанна; о казнях первомученика Стефана, Иакова-брата Иисуса, Иакова-апостола и Варнавы; а также о бичевании и тюремных заключениях Павла.
Впоследствии факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.
С другой стороны, молодая христианская церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.
Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66—70 гг н. э., годы I Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса[4] и указание на то, что отныне именно они являются истинными «сынами Завета».
Следующим важным этапом (около 80 года) стало внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины (Херем).
Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 г.).
Так или иначе, но начиная со II века, антииудаизм со стороны христиан всё растёт. Особенно в этом отношении характерны Послание Варнавы, Слово о Пасхе Мелитона Сардийского[5], а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек. др.
Антииудейские настроения пропагандировались императором Константином: «Неприлично следовать этому богоубийственному народу (иудеям)… Да не будет у нас ни чего общего с ненавистным иудейским народом»[6]
Спецификой христианского антииудаизма — прямого наследия языческого антисемитизма — стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение евреев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Иисуса как Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.
Антииудаизм в Средние века
Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.), влияние Церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, кровавым наветам, погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью.
Святой Ефрем (306—373 гг.) называл евреев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неевреи[7].
Иоанн Златоуст (354—407 гг.) в восьми проповедях Против иудеев бичует евреев за кровожадность, они ничего не понимают кроме жратвы, выпивки и проламывания черепов, они не лучше, чем свинья и козёл, хуже, чем все волки вместе[7][8].
В 1096 г. был организован Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.
IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.
«…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство…
Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…
В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…»
Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…
В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.
В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.
В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…— «О евреях и их лжи», Мартин Лютер (1483—1546)
В XIV веке появляется эпическая поэма на среднеанглийском языке «Осада Иерусалима», где с оттенком злорадства описывается, как евреи наказаны руками язычников-римлян за то, что в своё время не приняли христианство.
В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.
Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (часто насильно) в христианство евреи (марраны), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские миссионеры. Широко практиковались в то время так называемые христианско-еврейские «диспуты», участие в которых для евреев было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (в результате были убиты тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин.
В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская.
Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.
Антисемитизм в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые просветители, подобно Вольтеру, видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество.
Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.
Эмансипация во Франции
27 сентября 1791 года Учредительное собрание Франции приняло постановление о полной эмансипации евреев, через почти два года, после того как гражданские права были даны протестантам, комедиантам и даже палачам.
Во времена Первой империи, Франции было необходимо найти средство, чтобы связать между собой всё еврейское население Европы, дабы иметь возможность их контролировать. Для этого было принято решение о восстановлении Великого Синедриона (фр. le Grand Sanhedrin). Проект был разработан в течение последних месяцев 1806 года и 9 февраля 1807 года состоялось его открытие. Но эта мера вызвала недовольство у религиозной (христианской) части населения Франции, а также дала ещё один повод для нападок на Наполеона со стороны его противников. В результате через месяц, 9 марта 1807 года Синедрион был распущен.
Реакция пошла и дальше 17 марта 1808 года Наполеон издал указ (также известен как «позорный указ») о частичном ограничении евреев варьировавшимся в разных департаментах. Режим ограничений сохранялся до самого конца империи и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации отказавшись от продления указа.[9]
В Российской империи
Между 1772 и 1795 годами, в результате трех разделов Речи Посполитой, к России были присоединены территории, на которых проживало значительное количество евреев, ставших таким образом подданными Российской империи.
Во время царствования Екатерины II (1762—1796 гг.) евреи обладали гражданскими правами наравне с другими народами империи. Позже, во время правления внука Екатерины II-й Александра I-го (1801—1825 гг.), был учреждён специальный комитет для решения вопросов, связанных с жизнью евреев в России. В 1804 г. этот комитет выработал «Положение об устройстве евреев», в котором был провозглашён свободный доступ их к образованию в российских учебных заведениях и намечены многообещающие меры по улучшению их хозяйственно-экономической деятельности. Однако, этим же «Положением…» была закреплена так называемая «черта оседлости», согласно которой евреи имели право проживать только в южных и западных районах Российской империи. На практике, однако, этот закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу XIX-го века во многих великорусских городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других существовали крупные еврейские общины.
При Александре I были введены ограничения на торговую деятельность для евреев (в 1815-м и 1821-м гг). Следует отметить, что все законодательные дискриминационные меры в Российской империи распространялись на «лиц иудейского вероисповедания» и не распространялись на евреев, перешедших в какое-либо христианское вероисповедание.
При Николае I в политике стали проявляться ассимиляционисткие тенденции. Согласно указу императора Николая I о введении воинской повинности для евреев (26 августа 1827), евреи брались в рекруты с 12 лет (в то время, как русские брались в рекруты лишь с 18 лет). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов (от общего числа всех кантонистов туда брали только 10-13 %[10]), а немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.[11] Тем не менее, Николай I не был последовательным сторонником ассимиляции. Специальным законом, изданным в 1850 г., евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в христианство[2]. Впрочем, эта мера была всего лишь проекцией на евреев общих особенностей устройства тогдашней России: фамилия была индикатором сословной принадлежности человека, и её смена была очень затруднена[12]. Закон действовал до Февральской революции.
Впоследствии, при Александре II множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.
Антисемитизм в XIX веке
Во Франции
Французским ультраконсерваторам (среди них было много представителей духовенства) в XIX веке эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесённого либерализмом нового времени.
Антисемитизм в XX веке
В нацистской Германии
Расистский антисемитизм немецкого нацизма, имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.
Во Втором рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный, социал-христианский и расистский.
Национал-государственное течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами, например, Генрих фон Трейчке. Они рассматривали еврейскую проблему с позиций построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось «беспрекословное желание стать немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.
Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер, требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.
Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запретить иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.
Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем рейхе; Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего рейха.
Антисемитские марки
III рейхом в рамках особой операции «Водяной знак» (нем. Unternehmen Wasserwelle) в целях пропаганды были спародированы три наиболее известных британских почтовых марки того времени — стандартной серии 1937 года (Скотт #235—240) с изображением головы короля Георга VI (7000 листов по 192 марки), юбилейной марки 1935 года номиналом в полпенни в честь 25-летнего юбилея царствования Георга V (Скотт #226) и почтовой марки 1937 года номиналом 1,5 пенса (Скотт #234) в честь коронации Георга VI (по 12 тыс. листов из 120 марок каждой).
Антисемитские марки, на которых Сталин изображён с семитскими чертами лица, печатались на особой бумаге с водяным знаком в виде волнистых линий (отсюда название операции), остававшейся после печати продуктовых карточек (Lebensmittelmarke).
На пародии юбилейной марки (Скотт #226) вместо профиля Георга V появился профиль улыбающегося Иосифа Сталина с горбатым носом, причём текст «Серебряный юбилей / Полпенни» (англ. Silver Jubilee / Half Penny) был заменён на «Эта война / еврейская война» (This war is a / Jewsh war) — причём с ошибкой («jewsh» вместо правильного «jewish»). Вместо дат 1910—1935 по бокам от портрета короля появились «1939—1944», в обрамлении были добавлены серпы и молоты, а британская корона была увенчана шестиконечной звездой Давида. Долгое время считалось, что ошибка в слове «еврейская» — следствие намеренного тайного саботажа узников-изготовителей, однако по их свидетельствам, а также по мнению самого Бернхарда Крюгера (он прожил до 1989 года) это всего лишь недосмотр.
Во время Гражданской войны в России
Во время гражданской войны в России антисемитизм обрёл новую силу. Погромы производились всеми политическими движениями. Вопреки распространённому мнению, наиболее активными на этом поприще были не белые, а украинские националисты: по подсчётам историка Г. В. Костырченко, на их счёт пришлось 40 % погромов. Далее идут различные «батьки», вроде Булак-Балаховича (25 %), белые (17 %) и красные (8,5 %) [13].
«Кучка горлохватов стали просить один за другим слово… Все речи их сводились к тому: немедленный отдых, выгнать всех евреев из советских учреждений, а некоторые говорили вообще из России, а также выгнать всех офицеров из Советских учреждений, <...> Пока остаются лозунги „Бей жидов и коммунистов“, а некоторые прославляют Махно…» (доклад в политотдел 6-й Кавдивизии, октябрь 1920 г., [3]).
Следует отметить, что антисемитизм был распространён именно в низах; верхи (не считая «батек») старались его сдерживать. С 1918-ого по 1920 год было убито около 100 тысяч евреев, количество раненых и искалеченных не поддаётся исчислению [14].
Советская власть во время гражданской войны принимала решительные меры против антисемитизма. Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало ставить вне закона (то есть физически уничтожать) «погромщиков и ведущих погромную агитацию». Летом 1918 г. перед строем было расстреляно 400 красноармейцев, уличённых в погромах. Были введены законы, карающие любое проявления антисемитизма расстрелом (законы был применимы для всех граждан, начиная с 12-летнего возраста). Однако писатель Семён Резник, ссылаясь на научный труд, изданный Институтом славяноведения АН РАН «Книга погромов. 1918-1922» утверждает, что суды над погромщиками были редкостью, а наказания — чрезвычайно мягкими.[15]
Государственная политика по отношению к евреям в СССР
В деле национального строительства СССР официально руководствовался доктриной марксистско-ленинского пролетарского интернационализма. Марксистская национальная политика призывала пролетариев всех стран соединятся против «эксплуататорских классов» то есть национальных элит, являющихся причиной общественной несправедливости.
Одним из главных врагов был объявлен так называемый «русский великодержавный шовинизм», в число преступлений которого неизменно включался и антисемитизм. 20 января 1918 года был образован Центральный комиссариат по еврейским национальным делам («Еврейский комиссариат»). В дальнейшем была развёрнута система евсекций внутри ВКП(б).
Ленин высказался по вопросу об антисемитизме в статье «О погромной травле евреев» (1919), в которой он разъяснил, что враги трудящихся не евреи, а помещики и капиталисты:
Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Народ нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.
Первое десятилетие Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города с занятием командных должностей всех уровней, процент которых был в 5-8 раз выше процентного состава еврейского населения. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве «лишенцев»).
Антисемитизм при Сталине
В начале 1930-х годов был взят курс на построение «пролетарской еврейской культуры». 29 августа 1924 года был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), целью которого было привлечение еврейских трудящихся к земледельческому труду в Крыму. К концу 1920-х гг. на Украине были созданы три еврейских национальных района (Калининдорф, Новозлатополь, Сталиндорф; к 1936 г. еврейские сельскохозяйственные поселения Украины занимали 175 тыс. га).
Интернациональная Советская власть крайне отрицательно относилась к сионизму, как и к любому национализму, и не слишком приветствовала традиционную еврейскую культуру. В 1928 году было запрещено издание книг на иврите, был взят курс на «идишизацию».
В 1928—1930 годах на малоосвоенных пространствах Дальнего Востока была организована Еврейская Автономная Область, задуманная как «национальный очаг» еврейства, по аналогии с другими национальными образованиями в составе СССР.
К концу 30-х годов большая часть евреев-коммунистов подпала под подозрения в разнообразных «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские учебные и многие культурные учреждения.
Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:
Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.
В середине 1930-х годов был введён запрет на любую информацию о проявлениях антисемитизма в СССР, а антисемитизм в дореволюционный период представлялся исключительно как провоцируемый царским правительством. В результате изданный в 1937 году рассказ Александра Куприна «Гамбринус» в собрании сочинений писателя был опубликован с купюрами.[16][17]
В 1948 году в СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом, имевшая, как считает ряд исследователей, антиеврейскую направленность. В центральной и местной печати появлялись многочисленные статьи, направленные против «низкопоклонства перед Западом». Раскрывались псевдонимы деятелей культуры, имевших еврейские фамилии. В течение 1948-51 гг. были закрыты все еврейские театры, школы, все периодические издания на идише, еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 году были казнены ряд крупных еврейских деятелей (не только члены ЕАК, среди них крупные писатели на идиш: Перец Маркиш, Ицик Фефер, Лейб Квитко, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн). В 1947—1953 гг. МГБ инспирировало т. н. «Дело врачей». Были арестованы высокопоставленные врачи, лечившие руководителей СССР, большинство из арестованных составляли евреи. Они обвинялись в сионистском заговоре с целью умертвщления И. В. Сталина и др. руководителей партии.
В 1952-53 гг. в Москве и других больших городах циркулировали слухи о готовящихся массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь. В последние годы также высказывается предположение, что целью слухов было подготовить советских евреев к массовой эмиграции в Израиль, а у советского правительства были планы создания там «коммунистической народной демократии».
С этого же времени евреев перестали рассматривать как «советскую» и «коренную» национальность, поскольку у них образовалось своё собственное государство. В связи с этим советским руководством проводилась дискриминационная политика, заключавшаяся в неофициальном принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена процентная норма при приёме в вузы, а некоторые вузы были для евреев закрыты. Евреи не допускались на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ, командный состав армии и т. д..[18][19]
Антисемитизм в СССР после Сталина
Во второй половине 1950 годов власти провели кампанию против экономических преступлений. Некоторые исследователи считают, что она имела антисемитский оттенок.
В начале 1960 в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.
В Белоруссии замалчивалась деятельность евреев-партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. В частности, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году, нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского. Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности».[20][21] На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане».[22] «Еврейская тема» цензурировалась не только в Белоруссии — в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу.[23]
Известны факты дискриминации евреев при приеме в некоторые высшие учебные заведения, например на Механико-математический факультет МГУ.[4]
Тем не менее, на официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.
Материалы по теме
- Статья «Антисемитизм в 1970–80-е гг. Советский Союз» в Электронной еврейской энциклопедии
- Речь Владимира Ильича Ленина «О погромной травле евреев» (Текст речи, фонограмма )
- Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами (Текст).
- Юрий Слёзкин. Эра Меркурия: евреи в современном мире. М.: Новое Литературное Обозрение, 2005.
- Евгений Мовшович. Сталин и евреи: курс политической эволюции
- Жорес Медведев «Сталин и еврейская проблема. Новый анализ»
В годы Второй мировой войны
Уничтожение евреев в странах Центральной и Восточной Европы в годы Второй мировой войны часто начиналось с погромов, которые устраивало местное население.
В Польше
В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение. До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне). Существовал запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднён доступ к кредитам. Практически полностью евреев исключили из образования — так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали «Дни без евреев», когда евреев изгоняли из университетов[24].
В 1945-47 гг. в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (погром в Кельце[25][26]).
На территории СССР
В ходе Великой Отечественной войны немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую власть). В частности, именно евреи были обвинены в расстреле заключённых при отступлении в 1941 году. Не случайно одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука рожа просит кирпича». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.
На Украине
Антисемитизм стал частью идеологии украинских националистов, и сохранялся в обоих крыльях организации после её раскола в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось:«Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг»[27]. Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации Львова нацистами):"Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации жидовства, исключая их ассимиляцию"[28]. Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с не меньшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень, публикации в мельниковской прессе и др.
Примечания
- ↑ Например, Эвард Фланнери в книге «The Anguish of the Jews»
- ↑ Статья «Александрия» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ А. Ковельман. Александрийский погром
- ↑ Лк.13:34—35 и Мф.23:37—39
- ↑ Слово о Пасхе Мелитона Сардийского. Некоторые исследователи полагают, однако, что Слово о Пасхе отражает не столько антисемитский настрой христианской общины, сколько внутрихристианские конфликты, в частности, споры с последователями Маркиона; Израиль же, о котором идёт речь, представляет собой скорее риторический образ, в противопоставлении которому определяется истинное христианство, а не реальную иудейскую общину, на которую возводится обвинение в богоубийстве (Lynn Cohick, 'Melito of Sardis’s «PERI PASCHA» and Its «Israel»', The Harvard Theological Review, 91, No. 4., 1998, pp. 351—372).
- ↑ В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. Москва 1994 г. т.2 стр.436,437.
- ↑ 7,0 7,1 Карлхайнц Дешнер, Криминальная история христианства. М.1996 г. ISBN 5-300-00790-0 Стр.114
- ↑ Иоанн Златоуст, Против иудеев
- ↑ Лев Поялков Вторая часть. Эмансипация // История антисемитизма: Эпоха веры — АО «Арт-бизнес-центр», Иерусалим Гешарим, 1997
- ↑ в 1842 г. — 37,5 тысяч из 293 тысяч, а в 1856 г. — 37,2 тысяч из 372 тысяч
- ↑ Статья «Кантонисты» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ В частности, крепостным крестьянам было вовсе запрещено иметь фамилии; смена же фамилии (за исключением лиц духовного сословия и женщин, выходящих замуж) могла производится лишь с разрешения департамента герольдии Сената[1]
- ↑ Г. В. Костырченко. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001, с. 56.
- ↑ Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
- ↑ НАЦИФИКАТОР В ЗАКОНЕ
- ↑ Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3, рецензия
- ↑ Блюм, Арлен Викторович. Еврейская тема глазами советского цензора // Труды по иудаике. — СПб: Петербургский еврейский университет, 1995. — В. 3.
- ↑ Yuri Slezkine. The Jewish Century. ISBN 0-691-12760-3
- ↑ Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
- ↑ Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне (1941—1945)
- ↑ Давид Мельцер. Еврейское антинацистское сопротивление в Белоруссии
- ↑ Леонид Смиловицкий. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 гг.. — Иерусалим: 2000.
- ↑ Семён Виленский. О статье Ефима Макаровского «Собибор»
- ↑ http://www.kreml.org/opinions/223524324
- ↑ Погромы в Белоруссии http://oldgazette.ru/lib/pogrom/02.html
- ↑ Польша чтит память жертв келецкого погрома. Немецкая Волна http://jn.com.ua/History/kelets_507.html
- ↑ Евреи на Украине. Учебно-методические материалы. Составитель И. Б. Кабанчик. — Львов, 2004. — с.186.
- ↑ Евреи на Украине. Учебно-методические материалы. Составитель И. Б. Кабанчик. — Львов, 2004. — с.187.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.