История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 02.04.2011

К началу XI века еврейские общины жили во всех странах Западной и Центральной Азии, поселились в Индии и Китае. Почти нигде больше в регионе не было евреев-земледельцев из-за прямого запрета властей евреям владеть землёй или налогов, делавших это экономически невозможным. Евреи занимались ремёслами, свободными профессиями, торговлей (в том числе международной) и финансами.

В начале периода резко изменилась международная обстановка во всей Азии. Крестовые походы привели к постоянной военно-политической нестабильности в Западной Азии. Почти в это же время часть тюркских кочевых племён огузов, принявших ислам, начали завоевательные походы. Эти племена, известные как сельджуки, захватили Анатолию, большую часть Ирана (включая Азербайджан, Афганистан, страны Средней Азии), часть Грузии и Армении.

Они начали военные действия против крестоносцев и византийцев. Войны нарушили традиционные торговые пути, вызвав экономический кризис и обеднение многих евреев, связанных с торговлей. Корпорация раданитов кончилась.

В XIII веке произошло нашествие монголов на все азиатские страны. Оно сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями инфраструктуры целых стран. Однако после захвата новых владений монголы пользовались услугами любых людей, готовых к сотрудничеству. Все дискриминационные законы против евреев в странах Центральной Азии, Ираке и Сирии были отменены. Евреи получили доступ на государственную службу и возможность создавать влиятельные купеческие и финансовые корпорации. Однако всё это кончилось после исламизации потомков Чингисхана.

На рубеже XIV-XV веков практически все страны Азии пережили нашествие Тамерлана. Разрушения и человеческие потери были ещё страшнее, чем от Чингисхана. После этого еврейские общины Сирии и Ирака впали в нищету (вместе со странами проживания). Многие евреи были угнаны в рабство в Самарканд для участия в строительстве и украшении города. В это время выросла бухарская община, пополненная евреями из разных стран.

Евреи Грузии в это время вследствии разорения и политической нестабильности попали в крепостную зависимость.

На периферии Азии еврейские общины, оставшись в стороне от торговых путей, теряли связи и попадали под гнёт. Община Йемена в эти века подвергалась религиозному гнёту и беднела. Из центральной Аравии были изгнаны последние евреи. Мелкие общины уцелели лишь в торговых странах Персидского залива.

Эмиграция из Йемена и Ирака подпитывала небольшую общину кочинских евреев в южной Индии. Они нашли и помогли восстановиться общине Бней-Исраэль на северо-западе. Община Бней-Менаше существовала изолированно, потеряв почти полностью еврейскую культуру.

В Китае еврейские общины процветали, пока в середине XV века не был введён режим самоизоляции страны. После этого осталась только одна небольшая община в Кайфыне.

Духовная и научная активность упала в период бедствий. Авторитет ешив Вавилонии и Страны Израиля снизился, их влияние ослабло. Главы еврейской общины Вавилонии, руководившие жизнью практически всех еврейских общин Азии, начали утрачивать контроль над событиями. Возникали во множестве сектантские движения среди евреев. В конце XV века прибывшие в Турцию и арабские страны сефарды, изгнанные из Испании, восстановили духовную жизнь в регионе.

Содержание

В Западной Азии

В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.

Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.

В XI веке в регион вторглись крестоносцы, что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. В мусульманских государствах произошло усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством Давида Алрои в XII веке).

В XI веке турки-сельджуки захватили Азербайджан и отобрали у Византии Анатолию. В их государстве евреям стало заметно лучше, чем было при Византии. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.

Нашествие монголов в 1243 году было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.

Египетские мамлюки, воюя в Сирии против турок и крестоносцев , перебили или выселили еврейские общины целых городов. Они жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.

При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам.

Вторжение Тамерлана в 1383-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.

Восстановив своё государство, турки в XV веке захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее, чем где-либо в районе Средиземноморья, что туда стали переселяться евреи из христианских стран и Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в Стамбул. Туда же прибыли евреи, изгнанные из Испании и Португалии.

В Грузии еврейская община пользовалась достаточными правами. Но после нападения монголов и Тамерлана евреи массово разорились и на несколько веков попали в крепостное состояние.

В Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.

Крупная еврейская община осталась в Йемене, где власти запретили евреям владеть землёй и периодически предпринимали кампании по насильственному обращению евреев в ислам. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской.

Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане.

На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в Багдаде и Дамаске. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками РАМБАМа, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.

К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли сефарды и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.

В Центральной Азии

После отделения Ирана от халифата он некоторое время контролировал практически всю Центральную Азию, включал в себя также многие территории современных Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана. На периферии существовали полунезависимые небольшие государства, например, Хорезм и буферные китайские княжества.

В XI веке регион был захвачен турками-сельджуками. В XIII веке туда вторглись монголы, нанеся большие и необратимые разрушения. В начале XIV века весь регион был захвачен Тамерланом. К концу периода образовались независимые от Ирана государства в Хорезме и Бухарском регионе.

Все еврейские общины региона были однородны в культурном отношении, представляя из себя субэтнос персидских евреев. Они говорили на еврейско-персидском языке.

Труды мусульманских географов и историков, источники гаонов и отчет Биньямина из Туделы и других путешественников XII-го века позволяют выявить основные направления еврейского расселения. Еврейские колонии были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае.

Эта обширная диаспора в Персии и Хорасане зависела культурно и религиозно от официальной еврейской власти в Багдаде, экзиларха и гаона, которые контролировали и направляли их на протяжении всего этого периода, осуществляя свое право на назначение судей и раввинов.

Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.

Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.

С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.

Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.

Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира.

Евреи региона сильно пострадали, когда монголо-татарские войска Чингисхана захватили его. Однако вторжение монголов в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При вновь созданной династии ильханов концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Новый культурный климат также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]

От времён нашествия Тамерлана (XIV век) не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.

В XIV веке Тамерлан пригнал в Самарканд евреев из разорённых городов Сирии и других стран. В этот период бухарские евреи также образовали около Самарканда, столицы Тамерлана, основной еврейский центр.

Мусульманских власти приняли ограничительные правила против евреев.[2]

В Южной и Восточной Азии

В рассматриваемый период евреи жили в Индии, пришли в очередной раз в Китай и бывали по делам в других странах региона.

В Индии

Евреи Южной Европы, Северной Африки и Адена ходили по торговым делам на западное побережье Индии в X–XII вв. В начале XI в. немногим евреям разрешили селиться в Кашмире. Однако какие-либо сведения о наличии там еврейской общины в средние века отсутствуют.

Ещё в раннем средневековье экспедиция йеменских евреев под руководством Йосефа Раббана получила разрешение поселиться на юго-восточном (Малабарском) побережье Индии в районе города Кочин. Глава этой общины был назначен феодалом и получил в своё распоряжение крепостных из местных тамилов. Так возникла община кочинских евреев.

Община развивалась за счёт обращения в иудаизм рабов и крепостных-тамилов, их браков с представителями нижнего слоя кочинских евреев и за счёт иммиграции из Йемена, Египта и Ирака. "Белые" евреи составляли господствующий слой и не смешивались с "чёрными".[3] Кочинская община имела контакт с еврейским миром и знания о современной ей еврейской культуре.[4]

Благодаря этому были частично восстановлены еврейские обычаи и религия в общине Бней-Исраэль в северо-западной Индии, не имевшей связей с другими евреями в течение веков и почти утратившей еврейские признаки.

Бней-Исраэль напоминали маратхов по внешнему виду и обычаям, что указывает на смешанные браки между евреями и индийцами. Однако они соблюдали еврейские законы питания, обрезание и соблюдали субботу.[5] В конце XI века кочинский еврей Давид Рахаби посетил район проживания Бней-Исраэль и, обнаружив там евреев, передал им все знания, какие смог.[6]

Бней-Менаше в рассматриваемый период продолжали жить на дальнем северо-востоке Индии (на границе с Бирмой) и не имели никаких связей с еврейскими общинами мира.

В Китае

Евреи, поселившиеся в Китае в древности и раннем средневековье, исчезли из поля зрения историков. Очевидно, часть их покинула Китай, другие погибли или ассимилировались, а оставшиеся смешались с ппришельцами более поздних времён. Например, община города Нинбо помнила, что её основатели прибыли в страну при династии Хань (начало нашей эры).

Евреи были официально признаны жителями Кайфына (столицы провинции Хэнань) в 960 году.[7] Они приходили с запада - из Индии или Центральной Азии. Занимались торговлей и ремёслами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как ее литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев.

Монгольское нашествие, очевидно, не очень повредило им, поскольку Марко Поло сообщает о мощном коммерческом и политическое влияние евреев в Китае (под властью монголов) в 1286 году.[8]

Арабские путешественники видели еврейские общины в торговых городах Китая в XIII-XV веках. Однако к середине XV века осталась только община в Кайфыне, не северо-востоке Китая. В китайских летописях евреи называются "Чу ху" (Djuhud).[9] [10] Постепенно, за счёт смешанных браков, изменились антропологические характеристики китайских евреев. Персидский язык в обиходе сменился китайским. После получения особого разрешения от властей евреи взяли себе китайские фамилии.[11]

Источники

Литература

  • S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
  • Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
  • G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация