История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

В Западной Азии

В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.

Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.

В XI веке в регион вторглись крестоносцы, что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. Из некоторых городов крестоносцы изгнали евреев. В мусульманских государствах начавшаяся религиозная война вызвала усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода.

Власти издавали приказы насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети, изгонять евреев с государственной службы. Евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.). В ходу были также мусульманские варианты кровавых наветов, заканчивавшиеся репрессиями и погромами. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

Однако почти всегда под давлением хозяйственной необходимости эти приказы отменялись через несколько лет.

Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством Давида Алрои в XII веке).

В том же XI веке пришли турки-сельджуки, захватившие Азербайджан и отобравшие у Византии Анатолию. В их государстве евреям стало заметно лучше, чем было при Византии. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.

Нашествие монголов в 1243 году было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но монголы могли не тронуть тех, кто им не сопротивлялся. Поэтому в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.

В то же время Сирию (включая Ливан) захватили египетские мамлюки. Их военные действия против турок и крестоносцев несли большие беды евреям. Общины целых городов были перебиты или выселены. Мамлюки жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.

При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы были индифферентны к религии и нуждались в квалифицированных кадрах. Они отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Некоторые чиновники-евреи поднялись до ведущих постов в государстве (правда, они все плохо кончили).

Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам. Вслед за ними в ислам перешло множество евреев, занимавших высокое положение. Остальные вернулись к обычному для исламских стран состоянию.

Вторжение Тамерлана в 1383-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.

Восстановив после ухода Тамерлана своё государство, турки в XV веке постепенно захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее, чем где-либо в районе Средиземноморья, что в новый Османский султанат стали переселяться евреи из христианских стран и контролируемого Ильханидами Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в только что захваченный Константинополь (Стамбул). Туда же прибыли евреи, изгнанные из Испании и Португалии.

Особая ситуация сложилась в Грузии. Одна из древнейших общин диаспоры пользовалась в этой христианской стране достаточными правами. Евреи занимались практически всем. Но после нападения монголов и Тамерлана евреи массово разорились и на несколько веков попали в крепостное состояние.

На другом краю региона, в Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.

Крупная еврейская община осталась в Йемене. Власти запретили евреям владеть землёй, уничтожив еврейское земледелие. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской (с Индией и Африкой). Периодически властями предпринимались кампании по насильственному обращению евреев в ислам.

Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане. Там процветало мореходство, и евреи активно участвовали в торговле и добыче жемчуга. Дискриминация евреев не превышала обычного уровня.

На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в Багдаде и Дамаске. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками РАМБАМа, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.

К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли сефарды и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.

В Центральной Азии

После отделения Ирана от халифата он некоторое время контролировал практически всю Центральную Азию. На периферии существовали полунезависимые небольшие государства, например, Хорезм и буферные китайские княжества.

В XI веке регион был захвачен турками-сельджуками. В XIII веке туда вторглись монголы, нанеся большие и необратимые разрушения. В начале XIV века весь регион был захвачен Тамерланом. К концу периода образовались независимые от Ирана государства в Хорезме и Бухарском регионе.

Еврейские общины были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае. Из книг мусульманских географов, вавилонских гаонов, Биньямина из Туделы, Петахии из Регенсбурга и других источников известны примерные размеры еврейских общин.

Данные начала XI в. говорят о многочисленном, очевидно, еврейском населении в Балхе.[1] К середине XII в. относится сообщение об исчезновении еврейской общины в городе Джаид.

По счету Биньямина из Туделы (конец XII-го), 30.000 евреев жили в Хамадане; 15000 в Исфахане; 10.000 в Ширазе; 25.000 в Амадии; 4000 в Табаристане; 7000 в Сузах; 4000 в Хулване; 80000 в Газни; 50000 в Самарканде, а в регионе Персидского залива, 500 в Кише и 5.000 в Катифе. Эти цифры являются ненадежными и преувеличенными, но дают порядок величины.

Не позднее первой половины XIII в. евреи появились в Бухаре. В начале XIV в. им было разрешено селиться в Ургенче (Хорезм) при условии, что численность общины не будет превышать 100 семей.

Персидские евреи занимались многими отраслями художественных промыслов и ремесел, а также торговлей. С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.

Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции, такие как ведение депозитов, денежные переводы средств с места на место через посредство суфтайя ("аккредитив") и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Даже при политиках, не допускавших евреев на государственную службу, сотрудничество с людьми "Яхабидхи" было тесным.

Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира.

Евреи Центральной Азии в описываемый период были группой связанных общин, говоривших на одном языке (еврейско-персидском) и единых в культурно-религиозном отношении. Вавилонские религиозные власти - экзилархи и гаоны - влияли на общины Центральной Азии, контролируя образование и осуществляя свое право на назначение судей и раввинов. Они собирали с них и налоги.

Это было известно властям региона, которые в случае проблем с евреями обращались с требованиями и угрозами к экзиларху.

Вследствие широко распространившихся сектантских движений и караимства вавилонские мудрецы предприняли усилия по развитию талмудического образования в регионе. Была организована йешива в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.

Нашествие Чингисхана принесло многочисленные бедствия. Человеческие потери были огромны. Экономика многих регионов (например, Афганистана) была разрушена необратимо. Однако новые власти ("илханы") отменили законы Омара и статус зимми, введя равноправие всех религий. Евреям был открыт доступ на государственную службу. Благоприятные времена продолжались, пока местные монголы не приняли ислам.

От времён нашествия Тамерлана (конец XIV века) не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.

Тамерлан пригнал в Самарканд евреев из разорённых городов Сирии и других стран. Еврейские ткачи и красильщики внесли большой вклад в его усилия по восстановлению региона и возрождению заброшенного Шелкового пути. В этот период бухарские евреи также образовали около Самарканда, столицы Тамерлана, основной еврейский центр.

Мусульманских власти приняли ограничительные правила, запрещающие евреям проживать за пределами еврейского квартала, еврейские ворота и магазины должны были быть построены ниже, чем у мусульман. Евреи должны были носить черную шапочку и подпоясываться верёвкой. Показания еврейских свидетелей в суде не были действительны для мусульман.[2]

В Южной и Восточной Азии

В рассматриваемый период евреи жили в Индии, пришли в очередной раз в Китай и бывали по делам в других странах региона.

В Индии

Евреи Южной Европы, Северной Африки и Адена ходили по торговым делам на западное побережье Индии в X–XII вв. В начале XI в. немногим евреям разрешили селиться в Кашмире. Однако какие-либо сведения о наличии там еврейской общины в средние века отсутствуют.

Ещё в раннем средневековье экспедиция йеменских евреев под руководством Йосефа Раббана получила разрешение поселиться на юго-восточном (Малабарском) побережье Индии в районе города Кочин. Глава этой общины был назначен феодалом и получил в своё распоряжение крепостных из местных тамилов. Так возникла община кочинских евреев.

Община развивалась за счёт обращения в иудаизм рабов и крепостных-тамилов, их браков с представителями нижнего слоя кочинских евреев и за счёт иммиграции из Йемена, Египта и Ирака. "Белые" евреи составляли господствующий слой и не смешивались с "чёрными".[3] Кочинская община имела контакт с еврейским миром и знания о современной ей еврейской культуре.[4]

Благодаря этому были частично восстановлены еврейские обычаи и религия в общине Бней-Исраэль в северо-западной Индии, не имевшей связей с другими евреями в течение веков и почти утратившей еврейские признаки.

Бней-Исраэль напоминали маратхов по внешнему виду и обычаям, что указывает на смешанные браки между евреями и индийцами. Однако они соблюдали еврейские законы питания, обрезание и соблюдали субботу.[5] В конце XI века кочинский еврей Давид Рахаби посетил район проживания Бней-Исраэль и, обнаружив там евреев, передал им все знания, какие смог.[6]

Бней-Менаше в рассматриваемый период продолжали жить на дальнем северо-востоке Индии (на границе с Бирмой) и не имели никаких связей с еврейскими общинами мира.

В Китае

Евреи, поселившиеся в Китае в древности и раннем средневековье, исчезли из поля зрения историков. Очевидно, часть их покинула Китай, другие погибли или ассимилировались, а оставшиеся смешались с ппришельцами более поздних времён. Например, община города Нинбо помнила, что её основатели прибыли в страну при династии Хань (начало нашей эры).

Евреи были официально признаны жителями Кайфына (столицы провинции Хэнань) в 960 году.[7] Они приходили с запада - из Индии или Центральной Азии. Занимались торговлей и ремёслами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как ее литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев.

Монгольское нашествие, очевидно, не очень повредило им, поскольку Марко Поло сообщает о мощном коммерческом и политическое влияние евреев в Китае (под властью монголов) в 1286 году.[8]

Арабские путешественники видели еврейские общины в торговых городах Китая в XIII-XV веках. Однако к середине XV века осталась только община в Кайфыне, не северо-востоке Китая. В китайских летописях евреи называются "Чу ху" (Djuhud).[9] [10] Постепенно, за счёт смешанных браков, изменились антропологические характеристики китайских евреев. Персидский язык в обиходе сменился китайским. После получения особого разрешения от властей евреи взяли себе китайские фамилии.[11]

Источники

Литература

  • S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
  • Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
  • G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация