История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
10.10.2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
В Африке
Начало крестовых походов ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы. В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.
В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.
Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал РаМБаМ. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.
К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.
В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.
Пришедшие им на смену в XII веке Альмохады - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.
Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.
Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.
Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.[1]
Эфиопские евреи - бита Израиль - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.
В Европе
В Западной Европе
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.
В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]
Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
В Восточной Европе
В Азии
В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.
В Западной Азии
Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.
В XI веке в регион вторглись крестоносцы, что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. В мусульманских государствах произошло усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.
Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством Давида Алрои в XII веке).
В XI веке турки-сельджуки захватили Азербайджан и отобрали у Византии Анатолию. В их государстве евреям стало заметно лучше, чем было при Византии. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.
В 1170-х гг. Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.
Нашествие монголов в 1243 году было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.
Египетские мамлюки, воюя в Сирии против турок и крестоносцев , перебили или выселили еврейские общины целых городов. Они жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.
При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам.
Вторжение Тамерлана в 1383-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.
Восстановив своё государство, турки в XV веке захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее, чем где-либо в районе Средиземноморья, что туда стали переселяться евреи из христианских стран и Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в Стамбул. Туда же прибыли евреи, изгнанные из Испании и Португалии.
В Грузии еврейская община пользовалась достаточными правами. Но после нападения монголов и Тамерлана евреи массово разорились и на несколько веков попали в крепостное состояние.
В Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.
Крупная еврейская община осталась в Йемене, где власти запретили евреям владеть землёй и периодически предпринимали кампании по насильственному обращению евреев в ислам. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской.
Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане.
На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в Багдаде и Дамаске. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками РАМБАМа, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.
К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли сефарды и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.
В Центральной Азии
После отделения Ирана от халифата он некоторое время контролировал практически всю Центральную Азию, включал в себя также многие территории современных Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана. На периферии существовали полунезависимые небольшие государства, например, Хорезм и буферные китайские княжества.
В XI веке регион был захвачен турками-сельджуками. В XIII веке туда вторглись монголы, нанеся большие и необратимые разрушения. В начале XIV века весь регион был захвачен Тамерланом. К концу периода образовались независимые от Ирана государства в Хорезме и Бухарском регионе.
Все еврейские общины региона были однородны в культурном отношении, представляя из себя субэтнос персидских евреев. Они говорили на еврейско-персидском языке.
Труды мусульманских географов и историков, источники гаонов и отчет Биньямина из Туделы и других путешественников XII-го века позволяют выявить основные направления еврейского расселения. Еврейские колонии были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае.
Эта обширная диаспора в Персии и Хорасане зависела культурно и религиозно от официальной еврейской власти в Багдаде, экзиларха и гаона, которые контролировали и направляли их на протяжении всего этого периода, осуществляя свое право на назначение судей и раввинов.
Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.
Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира.
Евреи региона сильно пострадали, когда монголо-татарские войска Чингисхана захватили его. Однако вторжение монголов в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При вновь созданной династии ильханов концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Новый культурный климат также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[3]
От времён нашествия Тамерлана (XIV век) не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.
В XIV веке Тамерлан пригнал в Самарканд евреев из разорённых городов Сирии и других стран. В этот период бухарские евреи также образовали около Самарканда, столицы Тамерлана, основной еврейский центр.
Мусульманских власти приняли ограничительные правила против евреев.[4]
В Южной и Восточной Азии
Источники
Ссылки
- Макс Даймонт, Евреи, Бог и история
- С.М. Дубнов, Краткая история евреев
- С.М. Дубнов, Новейшая история евреев
- Пол Джонсон. "Популярная история евреев"
- Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа
- Курс лекций «История еврейства», Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
- Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев
- р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»
- Сесиль Рот, История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967
- Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура
- Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории
- Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма
- Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
- В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России
- Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера
- Ресурс по истории еврейского народа
- Исторические карты и иллюстрации
- Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
- История еврейского народа,подборка статей и очерков
- Электронная еврейская энциклопедия.
- Jewish Encyclopedia
- Jewish Virtual Library
- The Jews of Africa
Литература
- "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
- Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
- Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
- "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
- Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.
Примечания
- ↑ The Jews of Africa
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
- ↑ "PERSIA" in Jewish Virtual Library
- ↑ Jewish Virtual Library
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.