Зальцман, Павел Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии — 20 декабря 1985, Алма-Ата) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П.Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.
Содержание |
Биография
Павел Зальцман родился в Кишинёве в семье кадрового офицера царской армии (к 1917 году — полковника 59-го Люблинского пехотного полка) Якова Яковлевича Зальцмана и Марии Николаевны Орнштейн. Детство будущего художника прошло там же, после окончания Гражданской войны семья перебралась в Рыбницу, затем в Одессу и в 1925 году — в Ленинград.
Ленинградский период
Учился на декоративном отделении Первой государственной художественной студии в Ленинграде и одновременно в Государственном институте истории искусств. В 1920-х годах начал работать иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1927—1931). С 1928 года — стажёр, затем помощник художника на киностудии «Белгоскино».
В 1929 году познакомился с П.Н. Филоновым, стал его последователем и в 1930 году начал посещать «Школу мастеров аналитического искусства», одновременно стал членом ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР).
В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике.
С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А.А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938). В 1932—1939 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию.
В 1935 году женился на бывшей однокласснице Розе Магид (дочь Елена (Лотта) родилась в 1940 году). Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. В 1941—1942 годах работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда, 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.
Алматинский период
В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны.
После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм (с 1955 года — главным художником киностудии). Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм в Алма-Ате.
Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках Бессарабии и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.
Изобразительные произведения
Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях.
Выставки
- 2009 — Санкт-Петербург, Государственный литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского (14 апреля — 11 мая) *
Литературное наследие
Писать стихи и прозу начал в 1930-х годах в Ленинграде под влиянием обэриутов. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, в Израиле (где поселилась семья Зальцмана) и в России; книга избранных повестей, рассказов и стихотворений алма-атинского периода «Мадам Ф.» вышла в московском издательстве «Лира» в 2003 году.
Книги П.Я. Зальцмана
- Калевала (с иллюстрациями Зальцмана и других). Academia: Ленинград, 1933.
- Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Онер: Алма-Ата, 1983.
- Каталог персональной выставки. Караганда, 1983.
- Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Караганда, 1989.
- Pawel Zaltsman. Katalog der Ausstellung im Maison des Vaches: IZBA Verlag: Бланкенхайм, 1998.
- «Мадам Ф.» Лира: Москва, 2003.
Ссылки
- Сочинения и живопись П.Я. Зальцмана
- Анализ творческого наследия Павла Зальцманаkk:Зальцман, Павел Яковлевич
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.