Степинац, Алоизие

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Файл:Stepinac.jpg
Кардинал А. Степинац

Его Высокопреосвященство кардинал Алои́зие Сте́пинац (хорв. Alojzije Stepinac), (8 мая 1898, Брезарич, Хорватия — 10 февраля 1960) — архиепископ Загреба, кардинал, причислен Католической церковью к лику блаженных.

Содержание

Биография

Алоизие Степинац родился в 1898 году в деревне Брезарич, в 40 километрах от Загреба, в большой семье (кроме него было ещё 7 детей). После окончания гимназии в Загребе в 1916 году хотел поступить в семинарию, однако был призван в австрийскую армию и отправлен на итальянский фронт, где вскоре попал в плен. В начале 20-х годов вернулся в Хорватию, включённую после первой мировой войны в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее Королевства Югославия, и поступил на факультет теологии Загребского Университета. В 1926—1931 годах продолжал обучение в Риме, после чего получил докторскую степень по философии и теологии и принял духовный сан.

Несколько лет он работал в Загребе помощником загребского архиепископа Антуна Бауэра. В 1934 году Степинац стал епископом, а в 1937 году, после смерти Бауэра, стал загребским архиепископом.

После начала второй мировой войны Хорватия оказалась оккупированной гитлеровской армией, власть в стране перешла к фашистскому движению усташей, объявивших о создании «Независимого государства Хорватия». Степинац поначалу приветствовал усташей и восстановление хорватской независимости. Он, как и многие хорваты, видел в усташах силу, способную восстановить независимость страны и освободить её от подчинения сербам. За несколько недель до начала войны он сделал в личном дневнике запись:

« Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее чем протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности...[1] »

28 апреля 1941 года, через 11 дней после капитуляции Югославии, он издал пастырскую энциклику, которая обязывала католиков страны поддерживать усташей и созданное ими независимое хорватское государство.

Файл:Alojzije Stepinac meets Ante Pavelić.jpg
А. Степинац и лидер усташей А. Павелич

Отношение архиепископа к режиму усташей начало меняться после разворачивания ими в стране террора против сербов, евреев и цыган. Поначалу Степинац писал к лидеру усташей Анте Павеличу письма, в которых описывал усташеские преступления, добавляя «Я уверен, что это происходит вне вашего знания». Убедившись, что письма остаются без ответа, Степинац начал произносить в загребском соборе проповеди, направленные против принципов усташеского нацизма. В проповеди от 14 марта 1943 г. он говорил:

« Каждый человек, независимо от того к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые от него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть »

[2]. За время правления усташей Степинац спас от смерти большое число евреев, укрыв их в церковных владениях[3]; с его ведома католическая благотворительная организация «Каритас» спасла более 1000 сербских сирот. С другой стороны, Степинац оправдывал практику насильственного крещения и перевода в католицизм, что позднее ему ставилось в вину.

« Роль и задача христиан — спасать людей. Когда эти грустные и дикие времена пройдут, те кто пришёл в нашу Церковь по вере — останутся. Остальные же вернутся в свои церкви, когда опасность минует[4] »

После окончания второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты, начавшие политику преследования Церкви. Степинац резко критиковал гонения, 23 сентября 1945 года он подписал письмо католических епископов Югославии, где выражался протест коммунистическому правительству Тито против закрытия церквей и преследования духовенства. В следующем году он был арестован и обвинён в сотрудничестве с усташами, после чего приговорён к 16 годам тюрьмы. Многие как в Хорватии, так и за пределами страны, считали этот приговор местью режима Тито за критику. Югославский коммунист Милован Джилас говорил:

« Сказать правду, я думаю, и не только я, что Степинац – цельный человек, с твёрдым характером, которого невозможно сломать. Он был действительно несправедливо обвинён, но сколько раз случалось в истории, что люди были осуждены исходя из политической необходимости[2] »

.

5 лет он провёл в тюрьме Лепоглава, затем был переведён под домашний арест в родное село. В 1953 году Папа Римский Пий XII возвёл Степинаца в звание кардинала, однако находящийся под арестом кардинал так и не смог лично участвовать в церемонии. 10 февраля 1960 года Степинац скончался от болезней, полученных им в тюрьме.

Степинац и евреи

Сразу же после создания Независимого государства Хорватии режим усташей, поддерживаемый нацистской Германией начал систематические гонения на евреев, а затем и цыган (см. статью Катастрофа в Независимом государстве Хорватии) и преследование сербов.

Католическая церковь протестовала против этих мер, наиболее активен в этом был архиепископ Алоизие Степинац. Он решительно осуждал расистскую теории и практику, основанную на ней, и старались помочь в некоторых случаях. В этом он имел лишь ограниченный успех, но несколько сотен евреев были спасены благодаря его личным действиям, усилиям других священников и представителя Святого Престола в НГХ. Есть мнения, что ни он, ни Католическая Церковь в целом не сделали всего, что они могли и должны были.

Степинац осуждал расизм ещё до войны, например, в проповеди на Рождество 1938 года в соответствии с энцикликой Mit brenender Sorge от 1937 года, в которой Папа Пий XI осуждает расизм и националистическое учение в целом. (Гольдштейн, стр. 42).

Католическая церковь в Хорватии и преследования евреев

Церковь возражала против расиситских законов, в которых евреями объявлены и христиане, даже те, у кого оба родителя были крещены, и которые не имели больше связей с иудаизмом. Этот расовый подход нацизма в Германии (Нюрнбергские законы) сильно отличается от классического обоснования преследования евреев, которые были основаны на вере.

Юре Кришто объясняет, что католическая керковь в Хорватии в основном ограничивалась защитой католиков не из-за эгоизма и ограниченности, а потому, что у неё не было возможности защитить от преследования всех.

Везде в Европе под нацистским контролем церковь пыталась защитить по крайней мере крещеных евреев. О её политике ведутся споры и в других местах, не только в Хорватии, с аргументами осуждения и защиты.

Уже 23 апреля 1941 года, когда Степинац услышал, что готовились расовые законы, он написал министру внутренних дел Андрею Артуковичу, прося принять во внимание тех евреев, которые стали христианами.

Письмо Андрею Артуковичу от 22 Мая 1941

В день объявления в том, что евреи должны носить желтую повязку со знаком, 22 мае 1941 года Степинац снова написал Артуковичу. Жаловался на "всё более и более строгие правила, касающиеся одинаково виноватых и невинных". Тем не менее, в принципе поддерживает необходимость положения о защите государства от ненародных и противонародных элементов: "Само собой разумеется, что все будут одобрять усилия, чтобы в единой народной державе властвовали сыны того народа, и чтобы удалить все вредные эффекты, которые разлагают народный организм. Каждый наверняка одобрит, что досояние государства будет в национальных руках, чтобы не допустить накопления капитала у ненародного и противонародного элемента, и что иностранные элементы не правят государством и народом".

Тем не менее, при принятии таких порядков должны соблюдаться нормы гуманности и морали: "Если представители других национальностей или других рас лишены всякой возможности существования, и что они отмечены знаком позора, это ведь вопрос гуманности и вопрос морали. А моральные законы распространяются не только на частную жизнь, но также и на государственную службу".

С учётом существующего положения и отсутствия ревльной перспективы его изменения, Степинац апеллировал к Артуковичу и пытался его ублажить. "Прошу Вас, господин министр, приказать, чтобы соответствующие законы против евреев и остальные аналогичные законы (меры против сербов, и т.д.) проводились так, чтобы в каждом человеке уважали личность и человеческое достоинство. (...) В частности, я прошу вас, господин министр, принимать во внимание крещёных членов еврейской расы".(Кришто, 2, док. № 30, ул. 50-51)


(Не) Праведник народов мира

Дважды было представлено предложение израильскому мемориальному центру Холокоста Яд Вашем, чтобы Степинацу за его достижения в спасении евреев было присвоено звание Праведник народов мира. В первый раз в год 1970 предложение представил Амиэль Шомрони, который в 1941-1943 был секретарем главного раввина Загреба Мирослава Шалома Фрейбергера и лично исполнял функции посредника между двумя религиозными лидерами.

Второй раз предложение представил он же в 1994 г. вместе с Игорем Примораком. Предложение было отклонено и на этот раз. Не отрицается факт, что он помогал евреям, но отрицается, что он делал это, подвергая опасности свою собственную жизнь, что является одним из условий предоставления титул Праведника мира.

Оценка деятельности

Файл:Blazeni Kardinal Alojzije Stepinac Rijeka 0308.jpg
Витраж с изображением блаженного А. Степинаца (Риека)

Ни одна другая фигура в хорватской истории XX века не вызывала столько противоречивых оценок, как кардинал Степинац. Эпитеты, употребляемые в его адрес, варьируются от «святой» до «военный преступник».

Апологеты деятельности кардинала подчёркивают, что в тяжелейших условиях, когда у власти в стране последовательно находились два тоталитарных режима, Степинац вёл себя с неизменным достоинством. Он протестовал как против усташеских преступлений против человечества, так и против коммунистических гонений на церковь. Также в заслугу ему ставят действия по спасению тысяч евреев и сербов во время нацистского террора. Многие считают Степинаца мучеником, пострадавшим от рук коммунистического режима.

Обвинители Степинаца настаивают, что своей поддержкой усташеского режима в начале войны он в немалой степени способствовал своим авторитетом его утверждению у власти. Более поздние протесты архиепископа были проигнорированы не только усташами, но и некоторыми рядовыми католическими клириками, сотрудничавшими с ними. Также в вину Степинацу ставят практику насильственного перевода сербов в католицизм во время террора, которую архиепископ поддерживал и считал способом сохранения жизней жертв террора.

Прославление

В 1998 году кардинал Алоизие Степинац был беатифицирован папой Иоанном Павлом II во время визита в Хорватию. На церемонии беатификации папа сказал: «Он прекрасно знал, что правда не может быть предметом торговли, поскольку она не подвержена переговорам. Поэтому он сопротивлялся страданию, чтобы не предать собственную совесть и не изменить слову, данному Христу и Церкви». Беатификация Степинаца вызвала протест со стороны многих сербских организаций.

Ссылки

Апологетика

Критика

Литература

  • Goldstein, Ivo: Antisemitizam u Hrvatskoj, u zborniku Antisemitizam, holokaust, antifašizam, Zagreb: Židovska općina Zagreb, 1996., str. 12–52.
  • Krišto, Jure (1): Katolička crkva i Nezavisna Država Hrvatska, Knjiga prva, Zagreb: Hrvatski institut za povijest – Dom i svijet, 1998.
  • Krišto, Jure (2): Katolička crkva i Nezavisna Država Hrvatska. Dokumenti, Knjiga druga, Zagreb: Hrvatski institut za povijest – Dom i svijet, 1998.
  • Krišto, Jure (3): Sukob simbola. Politika, vjere i ideologije u Nezavisnoj Državi Hrvatskoj, Zagreb: Nakladni zavod Globus, 2001.
  • Stepinac mu je ime, ur.: Vinko Nikolić, Zagreb: Kršćanska sadašnjost, 1991. (reprint; prvo izdanje 1978. u Barceloni)
  • Štefan, Ljubica: Stepinac i Židovi, Zagreb: Croatiaprojekt, 1998.

См. также:

Примечания

  1. Diary Entry for 28 March 1941 quoted in Dedijer along with a photograph of the original entry in Stepinac's handwriting p. 142.
  2. 2,0 2,1 * * *Statements about and by Stepinac * *
  3. Cardinal Alojzije Stepinac and saving the Jews in Croatia during the WW2
  4. Alexander, S. The Triple Myth. A life of Archbishop Alojzije Stepinac, New York.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация