История еврейских общин в Центральной Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Содержание |
В Иране
Иран в рассматриваемый период включал в себя также многие территории современных Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана. Вавилонские власти влияли на персидскую общину, контролируя образование и осуществляя свое право на назначение судей и раввинов персидского общин.
Географическое положение
Труды мусульманских географов и историков, источники гаонов и отчет Биньямина из Туделы и других путешественников XII-го века позволяют выявить основные направления еврейского расселения. Еврейские колонии были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае.
Еврейские общины отмечены в Нишапуре, Балхе, Газни, Кабуле, Систане, Мерве, Самарканде, Хиве, Бухаре и других регионах. Нет четкой картины возникновения и численности еврейской диаспоры в Персии в этот период. Некоторые персидские и арабские географы X веке делали сравнительные отчеты, показывающие соотношение некоторых немусульманских групп в различных персидских провинциях.
Так, арабский географ X века аль-Мукаддаси, при сравнении различных немусульманских меньшинств заявил, что "в провинции Джибаль евреев больше, чем христиан, в провинции Хузистан христиане очень мало, и евреи не многочисленные, в то время в провинции Фарс зороастрийцы являются более многочисленными, чем евреев и есть только несколько христиан".
Конкретные цифры появляются в первый раз в XII веке благодаря путешествиям Биньямина из Туделы и Петахии из Регенсбурга. По счету Биньямина из Туделы, 30.000 евреев жили в Хамадане; 15000 в Исфахане; 10.000 в Ширазе; 25.000 в Амадии; 4000 в Табаристане; 7000 в Сузах; 4000 в Хулване; 80000 в Газни; 50000 в Самарканде, а в регионе Персидского залива, 500 в Кише и 5.000 в Катифе. Нет никаких сомнений, что все эти цифры являются ненадежными и преувеличенными, услышанными одиночками-пришельцами.
Эта обширная диаспора в Персии и Хорасане зависела культурно и религиозно от официальной еврейской власти в Багдаде, экзиларха и гаона, которые контролировали и направляли их на протяжении всего этого периода.
Биньямин из Туделы подчеркивает, что еврейское руководство в Вавилонии был значительной властью для всех еврейских общин халифата и подчеркивает степень их юрисдикции "над всеми еврейскими общинами в Месопотамии, Шинеаре, Мидии, Эламе, Хорасане, Персии, Сабе, Армении, за горами Арарата, на Кавказе, в Грузии, до границ Тибета и Индии".
Аналогичным образом, Петахия из Регенсбурга говорит о силе гаона "во всех землях Ассирии, Дамаске, в городах Персии и Мидии, в Вавилоне".
Масштабы и сферы охвата еврейской диаспоры в Персии должны были хорошо известны персидским властям, как показало появление псевдо-мессии Давида Алрои в Амадии во времена сельджукского султана Санджара (ум. 1156). Понимая, что мессианское движение может посягнуть на его авторитет, султан, согласно сообщению Биньямина из Туделы, угрожал ликвидацией "всех евреев во всех частях Персидской империи", если движение не будет остановлено.
Духовное развитие
Главным раввином Исфахана во время прибытия туда Биньямина из Туделы была Сар Шалом, а духовным лидером Самарканда Овадия hа-Наси оба назначенные вавилонским гаоном.
Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.
По "Игерет", вавилонский гаон послал своего зятя, Захарию бен Барахеля, а затем своего лучшего ученика, Яакова бен Эли, в Хамадан заниматься галахическими вопросами и консультировать сообщества. Следует также упомянуть молодого ученика раввина, Давида из Хамадана, прибывшего в Багдад с рекомендательным письмом от пакида, попечителя Хамаданской йешивы. Следует отметить, что часть сохранившейся переписки между Багдадом и Хамаданом была написана на персидском языке.
Экономика
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции, такие как ведение депозитов, денежные переводы средств с места на место через посредство суфтайя ("аккредитив") и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии.
Политический и гражданский статус
Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.
Их знаменитый визирь Низам аль-Мульк (ум. 1192) писал в своём трактате на персидском языке "Слиасат намэ", что он решительно отвергал занятость зимми на государственной службе, в то же время поддерживал тесные и дружественные связи с еврейскими делопроизводителями, откупщиками , банкирами, финансовыми экспертами, которых приглашали помочь ему.
Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира. Среди персидских евреев, эмигрировавших в XI-м веке были два еврейских купцов из Тустара, известные как Бану Сахль аль-Тустари, которые добились большого влияния и позиции на службе у фатимидских халифов в Египта.
Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.
При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]
От времён нашествия Тамерлана не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.
Источники
Примечания