История еврейских общин в Центральной Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Содержание |
В Иране
Вавилонские власти влияли на персидскую общину, контролируя образование и осуществляя свое право на назначение судей и раввинов персидского общин.
Духовное развитие
Главным раввином Исфахана во время прибытия туда Биньямина из Туделы была Сар Шалом, а духовным лидером Самарканда Овадия hа-Наси оба назначенные вавилонским гаоном.
Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.
По "Игерет", вавилонский гаон послал своего зятя, Захарию бен Барахеля, а затем своего лучшего ученика, Яакова бен Эли, в Хамадан заниматься галахическими вопросами и консультировать сообщества. Следует также упомянуть молодого ученика раввина, Давида из Хамадана, прибывшего в Багдад с рекомендательным письмом от пакида, попечителя Хамаданской йешивы. Следует отметить, что часть сохранившейся переписки между Багдадом и Хамаданом была написана на персидском языке.
Экономика
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции, такие как ведение депозитов, денежные переводы средств с места на место через посредство суфтайя ("аккредитив") и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии.
Политический и гражданский статус
Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.
Их знаменитый визирь Низам аль-Мульк (ум. 1192) писал в своём трактате на персидском языке "Слиасат намэ", что он решительно отвергал занятость зимми на государственной службе, в то же время поддерживал тесные и дружественные связи с еврейскими делопроизводителями, откупщиками , банкирами, финансовыми экспертами, которых приглашали помочь ему.
Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира. Среди персидских евреев, эмигрировавших в XI-м веке были две еврейские купцы из Тустара, известные как Бану Сахль аль-Тустари, который большого влияния и позиции на службе у фатимидских халифов в Египта.
Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.
При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]
От времён нашествия Тамерлана не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.
Источники
Примечания