История еврейских общин в Центральной Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Содержание |
В Иране
Вавилонские власти влияли на персидскую общину, контролируя образование и осуществляя свое право на назначение судей и раввинов персидского общин.
Духовное развитие
Главным раввином Исфахана во время прибытия туда Биньямина из Туделы была Сар Шалом, а духовным лидером Самарканда Овадия hа-Наси оба назначенные вавилонским гаоном.
Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.
По "Игерет", вавилонский гаон послал своего зятя, Захарию бен Барахеля, а затем своего лучшего ученика, Яакова бен Эли, в Хамадан заниматься галахическими вопросами и консультировать сообщества. Следует также упомянуть молодого ученика раввина, Давида из Хамадана, прибывшего в Багдад с рекомендательным письмом от пакида, попечителя Хамаданской йешивы. Следует отметить, что часть сохранившейся переписки между Багдадом и Хамаданом была написана на персидском языке.
Экономика
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции, такие как ведение депозитов, денежные переводы средств с места на место через посредство суфтайя ("аккредитив") и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.
Их знаменитый визирь Низам аль-Мульк (ум. 1192) писал в своём трактате на персидском языке "Слиасат намэ", что он решительно отвергал занятость зимми на государственной службе, в то же время поддерживал тесные и дружественные связи с еврейскими делопроизводителями, откупщиками , банкирами, финансовыми экспертами, которых приглашали помочь ему.
Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира. Среди персидских евреев, эмигрировавших в 11-м веке были две еврейские купцы из Tustar известный как Бану Сахль аль-Tustari, который закрывается на большое влияние и позиции в службе халифов Фатимидов в * Египта.
Many of the wealthy Jewish merchants were subjected to extortion, confiscation, and torture at various intervals, causing a wave of emigration to other parts of the Islamic world. Notable among those Persian Jews who emigrated in the 11th century were the two Jewish merchants from Tustar known as the Banu Sahl al-Tustari, who rose to great influence and position in the service of the Fatimid caliphs in *Egypt.
Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.
При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]
От времён нашествия Тамерлана не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.
Источники
Примечания