История еврейских общин в Центральной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

В Иране

Вавилонские власти влияли на персидскую общину, контролируя образование и осуществляя свое право на назначение судей и раввинов персидского общин.

Главным раввином Исфахана во время прибытия туда Биньямина из Туделы была Сар Шалом, а духовным лидером Самарканда Овадия hа-Наси оба назначенные вавилонским гаоном.

Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.

По "Игерет", вавилонский гаон послал своего зятя, Захарию бен Барахеля, а затем своего лучшего ученика, Яакова бен Эли, в Хамадан заниматься галахическими вопросами и консультировать сообщества. Следует также упомянуть молодого ученика раввина, Давида из Хамадана, прибывшего в Багдад с рекомендательным письмом от пакида, попечителя Хамаданской йешивы. Следует отметить, что часть сохранившейся переписки между Багдадом и Хамаданом была написана на персидском языке.


Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.

При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]

От времён нашествия Тамерлана не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.


Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация