Ивански, Генрик
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Генрик Ивански (Henryk Iwanski, род. 1902, умер 1978) - майор Войска Польского, солдат Армии Крайовой, офицер Союза вооруженной борьбы, член польского сопротивления во время Второй мировой войны, член Корпуса безопасности. Командир группы поддержки восстания в Варшавском гетто.
За помощь польским евреям Ивански был удостоен звания Праведник народов мира институтом Яд Вашем в Иерусалиме в 1964 году.
Содержание |
Работа с еврейским движением сопротивления
До Второй мировой войны Генрик Ивански был капитаном польской армии. Вскоре после сентябрьской кампании 1939 года и начала Холокоста он сыграл важную роль в создании Еврейского военного союза.[1] Вместе с семьей он посвятил себя поддержке евреев, действуя через польское сопротивление (Армия Крайова). Ивански был одним из членов АК (пс. "Быстрый"), договаривавшихся с евреями, обеспечивая их оружием, боеприпасами и учебными материалами, тайно доставляемыми через канализацию или в повозках, которые привозили известь и цемент в гетто.
В ноябре 1939 года к нему пришли четыре еврея, которые были на момент сентябрьской кампания офицерами польской армии. От их имени поручик Давид Апфельбаум предложил Иванскому создать еврейскую боевую группу, которая станет частью польского подполья в Варшавском гетто. В конце декабря группа была одобрена Верховным командованием и была создана. В группе первоначально было 39 человек, которые приняли присягу и получили название Еврейский военный союз. Его бойцам капитан Ивански, который был связующим звеном между ЕВС и Армией Крайовой передал 39 пистолетов "vis". [2]
Восстание в Варшавском гетто
С первых же дней восстания в Варшавском гетто АК поддерживала контакты с еврейским бойцами и старалась поддержать их, обеспечивая поставки и нанося поддерживающие удары немцам. Некоторые из солдат АК добровольно присоединились к бойцам в гетто с самого первого дня восстания.[3]
Генрик Ивански был командиром особого отряда АК, который воевал во время восстания в Варшавском гетто. 26 апреля командование АК получило сообщение, что командир восстания от Еврейского военного союза Давид Мориц Апфельбаум ранен и требует немедленной помощи, оружия и боеприпасов. Командование приказало Иванскому организовать переход боевой группы в гетто, а также участие в боевых действиях.
Приказ должен был быть выполнен одним из отрядов АК - Корпуса безопасности. Его возглавил Генрик Ивански, заместитель - Владислав Зайдлер ("Зарски"), и охранять их должен был Павел "Рох" Ковальски. Среди 18 членов группы были его брат Вацлав и сын Роман. Отряд Иванского проник на территорию гетто 27 апреля, неся боеприпасы и другие принадлежности, по тоннелю под улицей Мурановской, где произошёл крупнейший бой восстания, который вёл Еврейский военный союз - ЕВС.
На Мурановской площади солдаты Корпуса безопасности сожгли немецкий танк, разбили латышскую роту и остановили немцев у дома номер 7. В ходе боевых действий погибло около десяти солдат Корпуса безопасности, в том числе сын майора Роман Ивански и брат Вацлав Ивански, а Генрик был ранен.
Збигнев, другой сын Генрика воевал на улице Кармелицкой и погиб 3 мая 1943 года, выводя группу евреев из гетто. После ранения Ивански был вывезен из гетто в сопровождении группы польских и еврейских бойцов, среди них Бер Марк, который позже написал книгу о восстании. Тем не менее, Ивански вернулся в гетто по крайней мере еще раз, доставив ещё партию боеприпасов и продуктов.[4][5][6] Это было одно из нескольких действий польского сопротивления по оказанию помощи евреям в гетто.[5]
Рассказ Иванского подтверждает 75-я страница так называемого доклада Строопа, донесения командира немецких сил умиротворения гетто Юргена Строопа. Действия Иванского описсаны следующим образом: "Основная группа евреев, смешанная с польскими бандитами, отступила к так называемой Мурановской площади в первый или второй день боев. Там они были усилены большой группой польских бандитов".[7]
Послевоенная судьба
Сотрудничество Генрика Иванского с еврейским движением сопротивления и его участие в восстании в гетто в 1943 году, были совершенно неизвестны при коммунистическом режиме. Они стали запретной темой, в основном из-за того, что ЕВС был правой организацией в отличие от левой ЕБО, и коммунистические власти пропагандировали память об этой, другой организации.[8]
Аналогичная ситуация имела место в отношении Армии Крайовой. Польские коммунистической власти замалчивали, преуменьшали или полностью маргинализовали участие и достижения некоммунистических подпольщиков и преувеличивали роль в польском движении сопротивления левых организаций: Польской Народной армии, Армии Людовой или ПСРП. В случае восстания Варшавское гетто политической цензуре не понравилось правая ориентация Еврейский военный союз и его сотрудничество с Армии Крайовой.
Другой фактор, который повлиял на забвение этого сотрудничества - преследование членов Армии Крайовой коммунистическим режимом ПНР. В результате этих репрессий сами участники событий скрывали свои биографии.
Однако, это дело не подвергалось цензуре на Западе. В начале 60-х годов двадцатого века израильская журналистка Шая Лазар приехал в Варшаву для поиска материалов о Еврейском военном союзе. Во время поисков она вышла на Генрика Иванского и его коллег, который от имени Армии Крайовой помогали евреям в гетто. Журналистка собрала материал в разговорах с людьми и опубликовала на Западе статьи о вкладе Корпуса безопасности в Восстание в Варшавском гетто и его сотрудничество с Еврейским военным союзом.
На основе этих послевоенных исследований в 1963 году Ивански был награжден Серебряным Крестом Virtuti Militari, одной из самых высоких в Польше военной наградой.
Вскоре после этого, в 1964 году, Генрику Иванскому и его жене Викт́оре (которая на протяжении всей войны прятала евреев) были переданы через посла Израиля в Варшаве Дова Сатоата удостоверения и медали Праведников народов мира, выданные институтом Яд Вашем. Эта награда даётся только если на момент вынесения решения есть выжившие еврейские свидетели.
Споры вокруг личности Иванского в Польше
После падения коммунизма история Иванского стала более известной, однако, вызывает много споров. В последнее время были подняты вопросы, касающиеся несоответствия в отношении характера и масштабов поддержки Иванским еврейского подполья.
Проверки в израильских и польских архивах породили утверждения, что Ивански преувеличил свою деятельность в военное время, делал антисемитские и антиизраильские радио- и телепередачи, и как информатор польской тайной полиции шпионил за охотником за нацистами Симоном Визенталем и действовал против Еврейского исторического института.
В Институт народной памяти (Instytut Pamięci Narodowej, IPN) был подан запрос на поиск в делах информации о Генрике Иванском и Корпусе безопасности. По данным историков этого учреждения, Ивански и его коллеги были обычными самозванцами. Ивански никогда не был офицером или даже членом Армии Крайовой, ни один из членов "его группы" не участвовал ни в одном из двух восстаний (1943 и 1944). Критику личности Иванского и его предполагаемой деятельности напечатали журналы "Wiezi" и "Tygodnik Powszechny".
Согласно статье Дариуша Либёнки и Лауренца Вейнбаума, Ивански и его коллеги переделали после войны свои биографии, приписали себе заслуги, которые не имели места.
Кроме того, в журнале "Tygodnik Powszechny" в апреле 2006 года опубликована статья Восстание в гетто: кто что сделал, в которой о Корпусе безопасности написано: "По мнению гданьского историка Януша Маршалка это формирование было небольшим, собравшим людей с большими амбициями, доказательством этого должно быть присвоение себе даже генеральских чинов, а также удивительные политические кувырки, закончившиеся сотрудничеством с ПСРП и Советами".
Основания для такого обвинения существуют. Слишком маловероятно для члена Армии Крайовой, чтобы его терпели, и, ещё менее вероятно, наградили медалью коммунисты. С другой стороны, Корпус безопасности, в котором состоял Ивански, вовремя вышел из Армии Крайовой и присоединился к прокоммунистическим силам (именно это теперь не нравится польским журналистам). Тем самым, его офицеры могли не считаться врагами коммунистической власти (и даже не числиться в списках АК).
Также возможна месть с помощью средств истории за его действия в 1968 году, когда он то ли был антисемитом, то ли рассматриваться как таковой.[9][10][11][12]
Литература и ссылки
- "The Polish Underground State: A Guide to the Underground, 1939-1945" Stefan Korbonski, pages 120-139
- Nechama Tec - When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland 1986 Oxford University Press ISBN 0195051947
- The Bravest Battle: The Twenty-Eight Days of the Warsaw Ghetto Uprising, Google Print, p.352
- Dawid Wdowiński; Chaim Lazar, Morris Chariton (1963). And we are not saved. New York: Philosophical Library, 222. ISBN 0802224865.
- Waldemar Moszkowski, "Prawda o powstaniu w getcie warszawskim. Karły krzyczą, gdy śpią herosi" Nasz Dziennik,20 kwietnia 2006, Nr 93 (2503)
- D. Libionka, L. Weinbaum, "Pomnik Apfelabuma, czyli klątwa "majora" Iwańskiego" - Więź, Kwiecień 2007, s.100-111
- [http://jcpa.org/JCPA/Templates/ShowPage.asp?DRIT=5&DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=610&PID=860&IID=1014&TTL=Deconstructing_Memory_and_History:_The_Jewish_Military_Union_(ZZW)_and_the_Warsaw_Ghetto_Uprising Deconstructing Memory and History:
The Jewish Military Union and the Warsaw Ghetto Uprising Dariusz Libionka and Laurence Weinbaum, Published March 2006 Jewish Political Studies Review 2006]
- Powstanie w Getcie: kto był kim?' Tygodnik Powszechny, Historia w Tygodniku, 21 kwietnia 2006 r.
- Moshe Arens, The Changing Face Of Memory: Who Defended The Warsaw Ghetto?, The Jerusalem Post, 23.04.2003.
- The International Raoul Wallenberg Foundation
- The Polish Underground State: A Guide to the Underground, 1939-1945" Stefan Korbonski, pages 120-139
- See the list in The Bravest Battle: The Twenty-Eight Days of the Warsaw Ghetto Uprising, Google Print, p.352
Источники
- Статья "Henryk Iwanski" в польском разделе Википедии
- Статья "Henryk Iwanski" в английском разделе Википедии
Примечания
- ↑ http://zaprasza.net/a_y.php?mid=9721&
- ↑ [1] Waldemar Moszkowski, "Prawda o powstaniu w getcie warszawskim. Karly krzycza, gdy spia herosi" Nasz Dziennik,20 kwietnia 2006, Nr 93 (Вальдемар Мошковский, "Правда о восстании Варшавского гетто. Карлики кричат, когда спят герои")
- ↑ http://www.thehistorynet.com/wwii/blgenocide/index2.html
- ↑ http://www.raoulwallenberg.net/english/Saviors/POLONIA/iv.htm
- ↑ 5,0 5,1 http://www.ucis.pitt.edu/eehistory/H200Readings/Topic4-R3.html
- ↑ http://books.google.com/books?vid=ISBN0195051947&id=Kg0L3L0kImUC&pg=PA124&lpg=PA124&dq=Henryk+Iwanski&sig=ycURK4-GNg42vZ5Ea2UtaZYA6eE
- ↑ [2] Raport Jurgena Stroopa potwierdzajacy udzial Korpusu Bezpieczenstwa w powstaniu w Getcie warszawskim w jezyku niemieckim oraz angielskim (Доклад Юрген Строопа об участии Корпуса безопасности в восстании в Варшавском гетто на немецком и английском языках)
- ↑ [3] When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland (Когда свет пронзает тьму: христианские спасители евреев в оккупированной нацистами Польше)
- ↑ См. также: История евреев Польши: 1967–1989
- ↑ Dariusz Libionka and Laurence Weinbaum. Deconstructing Memory and History: The Jewish Military Union (ZZW) and the Warsaw Ghetto Uprising. Jewish Political Studies Review 18:1-2 (Spring 2006).
- ↑ Yitzhak Zuckerman. A Surplus of Memory: Chronicle of the Warsaw Ghetto Uprising (Избыток памяти: хроника восстания в Варшавском гетто). University of California Press, 1993, pp. 410-12; 415.
- ↑ Следует вспомнить, что в 1968 году антисемитская кампания коммунистических властей ПНР ударила в первую очередь по евреям-коммунистам, многие из которых занимали высокие посты в структурах власти. Евреи-некоммунисты, даже самые левые, к этому времени давно уехали из Польши в Израиль или другие страны. Всё время до 1968 года эти люди поддерживали официальную историю Второй мировой войны и, в частности, восстания в Варшавском гетто. Л.Гроервейдл