Антиох IV Епифан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Антиох IV Епифан Αντίοχος Επιφανής |
||
Файл:AntiochusIVEpiphanes.jpg | ||
Монета Антиоха IV Епифана | ||
Монета Антиоха IV Епифана | ||
|
||
---|---|---|
175 — 164 до н. э. | ||
Предшественник: | Селевк IV Филопатор | |
Преемник: | Антиох V Евпатор | |
Рождение: | ||
Смерть: | 164 год до н. э. | |
Отец: | Антиох III Великий | |
Мать: | Лаодика III | |
Супруга: | имя жены неизвестно | |
Дети: | 1. Антиох V Евпатор 2. Лаодика |
Антиох IV Епифан (др.-греч. Αντίοχος Επιφανής, «славный», «со славой явленный»), сирийский царь из династии Селевкидов[1] македонского происхождения, сын Антиоха III Великого, царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э. Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период правления Антиоха IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок.
Содержание |
Обстановка к началу правления
В 175 г. до н. э. Антиох IV вернулся в Сирию из Италии, где долгое время провёл заложником, и сверг узурпатора Гелиодора, убившего его брата Селевка IV Филопатора. Таким образом, он вернул власть законной династии, за что и получил прозвище «Епифан», ставшее впоследствии официальным.
В это время царство Селевкидов находилось в глубоком кризисе после поражения в Сирийской войне. Численность греко-македонского населения, составлявшего основу армии и административного аппарата, резко сократилась. Территории собственно Греции, Македонии, греческой Малой Азии (в частности, Пергам) и Родос уже находились под сильнейшим влиянием Рима, что препятствовало миграции эллинов на восток. Всё это привело к упадку селевкидских полисов.
Внутренняя политика
Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приёмы: он регулярно одаривал полисы и греческие храмы, устраивал пышные религиозные празднества. С этой же целью царь совершал и более эксцентричные поступки: знакомился на улицах с первыми встречными из простонародья, демонстративно посещал общественные бани, решал мелкие споры на агоре, во время праздника в Дафне сам исполнял обязанности распорядителя. Некоторые современники видели в этих занятиях проявление простодушия и в насмешку «переименовали» Антиоха в «Епимана» (др.-греч. Επιμανής, «безумный»).
Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть за счёт резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии. Рядом с уже существующими городами (например, с Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим). Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом эта политика была довольно успешной и привела к временному подъёму царства.
Разорение Иерусалима
Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.
В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; а в 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и лично заклал свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины.
Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.). Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев; в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась в конце концов победой иудеев.
Внешняя политика
Антиох IV совершил два успешных похода на Египет, в ходе которых захватил огромную добычу. К 168 г. до н. э. Сирийское царство подчинило себе почти всю территорию Египта, в руках Птолемеев оставалась лишь Александрия, но в это время в войну вмешался Рим. Римский посол Гай Попилий Ленат прибыл к Антиоху и потребовал, чтобы тот увёл войска из долины Нила. Царю пришлось принять римские условия и отказаться, таким образом, от всех своих завоеваний.
Смерть
Существуют по крайней мере 3 версии гибели Антиоха IV. Согласно первой, царь умер от внезапной болезни,или — был обезглавлен жрецами Нанеи (отождествлялась с Артемидой) при попытке ограбить их храм, и третья - что его отравила собственная мать. После него в Сирии царствовал ещё целый ряд царей того же имени, из которых последний, Антиох XIII Азиатский, законный наследник Селевкидов, был в 64 г. до н. э. свергнут Помпеем с престола, после чего Сирийское царство прекратило своё существование.
См. также
- Маккавеи
- Сирийские цари
Примечания
- ↑ Антиох, цари Сирии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
Литература и источники
- Гоффман, «Антиох IV Epiphanes», Лейпц., 1873 г.
- Бикерман Э., «Государство Селевкидов», М., 1985
- Ростовцев М. И., «Сирия и Восток»
- Кошеленко Г. А., «Греческий полис на эллинистическом востоке», М., 1979
- 1 и 2 книги Маккавейские
- Полибий, «Всеобщая история»
- Аппиан, «Римская история»
- Иосиф Флавий, «Иудейские древности»
Предшественник: Селевк IV Филопатор |
Царь Сирии 175 до н. э.—164 до н. э. |
Преемник: Антиох V Евпатор |
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
IV век | 312 — 281: Селевк I Никатор | ||||||||||
III век | 281 — 261: Антиох I Сотер • 261 — 246: Антиох II Теос • 246 — 225: Селевк II Каллиник • 225 — 223: Селевк III Керавн • 223 — 187: Антиох III Великий | ||||||||||
II век |
|
||||||||||
I век |
|
ar:أنطيوخوس الرابع bg:Антиох IV Епифан ca:Antíoc IV Epífanes cs:Antiochos IV. Epifanés da:Antiochos 4. af Seleukiderigetel:Αντίοχος Δ' Επιφανήςeo:Antioĥo la 4-a Epifanoeu:Antioko IV.a Epifanes fa:آنتیوخوس چهارم fi:Antiokhos IV Epifaneshu:IV. Antiokhosz szeleukida uralkodó id:Antiokhos IV Epiphanesja:アンティオコス4世エピファネス ko:안티오코스 4세 la:Antiochus IV Epiphanes mn:Антиох IV Эпифанес nl:Antiochus IV Epiphanes no:Antiokos IV Epifanes pl:Antioch IV Epifanes pt:Antíoco IV Epifânio sh:Antioh IV Epifan sv:Antiochos IVvi:Antiochos IV Epiphanes zh:安条克四世Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.