История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
В Западной Азии
В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.
Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.
В XI веке в регион вторглись крестоносцы, что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. Из некоторых городов крестоносцы изгнали евреев. В мусульманских государствах начавшаяся религиозная война вызвала усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода.
Власти издавали приказы насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети, изгонять евреев с государственной службы. Евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.). В ходу были также мусульманские варианты кровавых наветов, заканчивавшиеся репрессиями и погромами. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.
Однако почти всегда под давлением хозяйственной необходимости эти приказы отменялись через несколько лет.
Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством Давида Алрои в XII веке).
В том же XI веке пришли турки-сельджуки, захватившие Азербайджан и отобравшие у Византии Анатолию. В их государстве евреям стало заметно лучше, чем было при Византии. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.
В 1170-х гг. Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.
Нашествие монголов в 1243 году было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но монголы могли не тронуть тех, кто им не сопротивлялся. Поэтому в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.
В то же время Сирию (включая Ливан) захватили египетские мамлюки. Их военные действия против турок и крестоносцев несли большие беды евреям. Общины целых городов были перебиты или выселены. Мамлюки жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.
При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы были индифферентны к религии и нуждались в квалифицированных кадрах. Они отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Некоторые чиновники-евреи поднялись до ведущих постов в государстве (правда, они все плохо кончили).
Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам. Вслед за ними в ислам перешло множество евреев, занимавших высокое положение. Остальные вернулись к обычному для исламских стран состоянию.
Вторжение Тамерлана в 1383-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.
Восстановив после ухода Тамерлана своё государство, турки в XV веке постепенно захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее, чем где-либо в районе Средиземноморья, что в новый Османский султанат стали переселяться евреи из христианских стран и контролируемого Ильханидами Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в только что захваченный Константинополь (Стамбул). Туда же прибыли евреи, изгнанные из Испании и Португалии.
Особая ситуация сложилась в Грузии. Одна из древнейших общин диаспоры пользовалась в этой христианской стране достаточными правами. Евреи занимались практически всем. Но после нападения монголов и Тамерлана евреи массово разорились и на несколько веков попали в крепостное состояние.
На другом краю региона, в Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.
Крупная еврейская община осталась в Йемене. Власти запретили евреям владеть землёй, уничтожив еврейское земледелие. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской (с Индией и Африкой). Периодически властями предпринимались кампании по насильственному обращению евреев в ислам.
Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане. Там процветало мореходство, и евреи активно участвовали в торговле и добыче жемчуга. Дискриминация евреев не превышала обычного уровня.
На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в Багдаде и Дамаске. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками РАМБАМа, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.
К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли сефарды и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.
В Центральной Азии
В Иране
Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.
При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[1]
В Южной и Восточной Азии
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия
- "Arabia" in Jewish Virtual Library
- Gershon Ben Oren. THE HISTORY OF THE JEWS OF GEORGIA. World congress of georgian jews
- "The Jews of Oman" in Jewish Virtual Library на основании Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf
- Ariel Scheib "Bahrain" in Jewish Virtual Library на основании “The Jews of Bahrain”
- "Turkey" in Jewish Virtual Library
Литература
- S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
- A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
- A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
- EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
- M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
- Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
- G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
- P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).
Примечания