Койре, Александр Владимирович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
{{Философ
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
|имя = Александр Койре |изображение = Koyre.jpg |размер = |подпись = |имя при рождении= Александр Владимирович Койранский |оригинал имени = |дата рождения = 29 августа 1892 |место рождения = Таганрог |дата смерти = 28 апреля 1964 |место смерти = Париж |школа = |период = |направление = |интересы = история науки, история философии |идеи = |предшественники = |последователи = |гражданство = |сайт = }} Алекса́ндр Влади́мирович Койре́ (Койранский) (фр. Alexandre Koyré; 29 августа 1892, Таганрог — 28 апреля 1964, Париж) — французский философ российского происхождения, историк науки и философии, педагог.
Биография
Александр Койре родился в Таганроге в еврейской семье. Среднее образование получил в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону. В 1908 переехал в Гёттинген, где в течение трех лет, в частности, слушал курсы лекций по философии основателя феноменологии Э. Гуссерля и курсы по математике Д. Гильберта. Для завершения образования Койре переехал в Париж, где его застало начало Первой мировой войны. Койре волонтером вступил в ряды французской армии, потом перешёл в русский полк и вплоть до осени 1917 сражался на юго-западном фронте России.
По окончании войны Койре вернулся в Париж, где у него уже сложились прочные связи в академической среде. С 1924 Койре читает курс лекций в Практической школе высших исследований, сначала в качестве доцента, а позже «директора исследований». Докторская диссертация Койре посвящена исследованию творчества немецкого философа-мистика Я. Бёме (1929). Койре активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в Париже и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами. В частности, с 1934 по 1940 Койре несколько раз посещает в качестве гостевого профессора Каирский университет.
Начало Второй мировой войны застало Койре в Каире. В 1940 он ненадолго возвращается в Париж, и Койре с женой почти сразу возвращаются в Каир, где во время визита Ш. де Голля Койре поручается движением Сопротивления важная дипломатическая миссия, для выполнения которой Койре уезжает в США. Миссия была выполнена успешно, и в 1942 в Лондоне Койре вновь встречается с де Голлем. Вместе с тем за время пребывания в США Койре активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованой эмигрантами из Франции и Бельгии, а также в американской Новой школе социальных исследований, а также постоянно выступая с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны.
По окончании Второй мировой войны Койре продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. В 1956 Койре одновременно получил назначение в Институте высших исследований в Принстоне,США, и с тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в Париже и в Принстоне, где был освобожден от выполнения каких-либо административных функций. В том же 1956 Койре занимает пост неприменного секретаря Международной акадекмии истории науки. В 1961 болезнь заставила его оставить этот пост, а в 1962 — прекратить поездки в Принстон.
Основные труды
Первые серьёзные работы Койре посвящены истории философской и религиозной мысли. Первое его самостоятельное исследование была посвящена идее Бога у св. Ансельма, но опубликовано оно было лишь в 1923, год спустя после публикации его дипломной работы об идее Бога у Декарта. В этом тексте Койре пытается показать зависимость французского философа от средневековой Схоластики, и тем самым разрушить традиционный образ Декарта. В '20 годы Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам И.Кириеевскому, А. Герцену, П. Чаадаеву, а также истории распространения идей Гегеля в России.
В начале 1930-х круг интересов Койре перемещается в область исследования истории науки. Особое внимание он уделяет исследованию истории развития научных и философских концепций Нового времени, взаимосвязи науки и философии, в частности, его перу принадлежат многочисленные статьи по истории теоретической механики и космологии.
Особенно известны его книги «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the infinite universe»), вышедшая в 1957 в США, посвященная истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во Франции в 1961.
Литература
- Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий Пер. с фр. Я. Ляткера. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. Пер. с фр. А. М. Руткевича. — М.: Модест Колеров, 2003.ar:ألكسندر كويري
bg:Александър Койре cs:Alexandre Koyréfi:Alexandre Koyréko:알렉상드르 쿠아레 nl:Alexandre Koyré pl:Alexandre Koyré pt:Alexandre Koyré sk:Alexandre Koyré sl:Alexandre KoyréУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.