История еврейских общин в Азербайджане в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
До монгольского нашествия
Между Первым и Вторым крестовыми походами власти Азербайджана устроили гонения на евреев.
Через Азербайджан прошли турки-сельджуки, завоёвывая новые территории и грабя население, в том числе евреев.
Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).
Это движение вылилось в восстание, в котором участвовали многие евреи. Оно было подавлено. В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.
Под властью монгольских ханов
Во второй половине XIII в. Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи.
Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Саад ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов.
Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Саад ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране.
Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла, ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.
Данные XIV в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов.
В конце XIV в. на Азербайджан напал Тамерлан и нанёс большой урон всей стране и еврейской общине.
Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции.
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Азербайджан" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 57–59+28–30
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алрои Давид" на основании КЕЭ, том 1, кол. 94–95
Примечания