Биркат hа-Мазон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Бирка́т hа-Мазо́н (ивр. בִּרכַּת המָזוֹן – благословение еды, идиш - בענטשן) – комплекс благословений, произносимых после трапезы, в которую входил хлеб. Текст, как правило, входит в сидур, но нередко выпускается и отдельным изданием.
Содержание |
Место Биркат hа-Мазон в структуре благословений
- Основная идея иудаизма – благодарить Всевышнего за ниспосылаемые Им блага, в частности с помощью разного рода благословений (ивр. בּרָכוֹת). Есть благословение на радугу, на дождь, на исполнение заповедей … И в том числе из стиха “И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Гoспода, Бoга твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе” ( Дварим 8:10) видно, что благодарить следует и за пищу, которую мы едим. Опять-таки есть благословения, которые произносят перед едой, после еды, на определённые виды продуктов (фрукты, овощи, злаки…). *Собственно после еды, содержащей семь видов плодов Земли Израиля читают т.н. Тройное благословение בְּרָכָה אַחֲרוֹנָה "מֵעֵין שָׁלוֹשׁ" (Последнее благословение «Наподобие три»). Его содержание зависит от съеденных продуктов.
- После еды, содержащей хлеб (как правило именно такой стол называют «трапеза», «אֲרוּחָה»), читают Биркат hа-Мазон.
- После еды, не содержащей ничего из вышеперечисленного читают благословение, условно называемое «Боре́ нефашо́т рабо́т» (ברכה אחרונה "בורא בפשות").
Порядок Биркат hа-Мазон
- 1. Перед благословениями читается псалом: в будние дни – 137[1] (в некоторых нусахах с дополнением псалма 67), в Шабат, праздники (в т.ч. свадьба, брит мила, бар-мицва…) – 126 (в некоторых нусахах с дополнением псалма 87). Также, предваряя Биркат hа-Мазон, есть обычай (например, в нусахе Ари) омывать пальцы, читая отрывки из книг Иова и Йехезкиля – מַיִם אַחֲרוֹנים (досл. "Последняя вода").
- 2. Если в трапезе принимали участие как минимум трое взрослых евреев (или мужчин или женщин), они читают זימון / зимун (приглашение, присутствие).
- 3. Основной комплекс Биркат hа-Мазон включает 3 благословения в соответствие с вышеприведённым отрывком (Дварим 8:10):
- а) בִּרכַּת הַזָן / Благословение дающего пищу (в исполнение “и насытишься, и благословлять будешь Г-спода”). Авторство приписывают Моше.
- б) בִּרכַּת הָאָרֶץ / Благословение земли (в исполнение “за землю хорошую”). Авторство приписывают Йеhошуа бен Нуну
- в) בִּרכַּת יְרוּשָלַיִם / Благословение Иерусалима (в исполнение “которую Он дал тебе”). Текст представляет собой изменённое благословение Давида и Шломо
- 4) Четвёртое благословение: בִּרכַּת הַטוֹב וְמַטִיב/ Благословение благого и дающего благо, введено Санhедрином в Явне.
- 5) בַּקָשׁוֹת נוֹסָפוֹת / Дополнительные просьбы. Текст их отличается для хозяев и гостей дома.
- 6) По завершении Биркат hа-Мазон если в числе продуктов трапезы также входили семь видов плодов Земли Израиля, читают Тройное благословение.
Специальные вставки в Биркат hа-Мазон
- В Хануку, Пурим между вторым и третьи благословениями добавляется вставка עַל הַנִּסִּים / За чудеса.
- В Шабат и другие праздники добавляется вставка в конце третьего и четвёртого благословения.
- В трапезе, устроенной по случаю обрезания или свадьбы произносится вставка в Дополнительных просьбах.
Примечания
- Правило зимуна введено в трактате Брахот (глава 7): “[Если] трое ели вместе, [они] обязаны [совершить] зимун”
- Почему именно трое?
Согласно “Возвеличьте Г-спода со мной, и вместе произнесем Его Имя!” [ Тегилим: 34, 4], “Если я назову Имя Гoспода – воздавайте величие нашему Бoгу!” [ Бемидбар: 32, 3] – эти слова один человек говорит нескольким, т.е. как минимум двум, соответственно, всего их – минимум трое.
- Сколько [должен съесть сотрапезник, чтобы быть] включенным в зимун? Казаит [трактат Брахот, мишна третья]. Это мнение Галахи.
Сноски
- ↑ Чтение скорбного по содержанию псалма 137 в будние дни – один из траурных обычаев в память о разрушенном Храме
Источники
- Сидур «Врата молитвы». Иерусалим: Изд-во Механаим, 5758 (1998).
- Сидур «Кол Йосеф». Иерусалим: Изд-во Шамир, 1994
- Сидур «Теhилат hАшем». Иерусалим-Вильнус: Изд-во Шамир, 1990
- Талмуд. Мишна Брахот.