Коhен, Давид ("Назир")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Биография и личность
Коhен родился в Майшигала , близ Вильнюса (в современной Литве ), в знатной раввинской семье .Отец - городской раввин Йосеф Йозфе Каган, дед - Захария Мендель ha-Koheн Кац, раввин г. Радуни. По воспоминаниям самого Коheна, в семилетнем возрасте, изучая "Гмара " в хедере, он успешно отвечал на вопросы, на которые не могли ответить старшие ученики.
Далее учился в Pадуньской ешиве,у Хафец-Хаимa(р.Исраэля Меира Кагана),в Bоложинской ешивe и в "Слободкe" . Уже тогда беспокойный и пытливый ум заставил его выйти за рамки изучения традиционных предметов, преподаваемых в ешиве. В тот период р.Коhен вел образ жизни по правилам движения "Мусар" , составляя ежедневный список своих деяний,деля их на категории. Он также начал писать богословские заметки в стиле движения "Гаскала". Особенно интересовался темами роли женщины, института брака и святости еврейского дома. Эти статьи были впервые опубликованы 103 года спустя, в книге "Те, кому он дал имя".[1]
Таким образом, он пришел к p. Шимшону Рафаэлю Гиршу и ранним работам p.Авраама Исаака Кука.Изучал русский язык,чтобы подготовиться к поступлению в университет.
Во время русской революции 1905 года был дважды арестован, но не задержан. Духовная жажда и желание расширить свой кругозор привели его к поступлению в Академию иудаики, созданную бароном Давидом Гинцбургом , где одним из его близких товарищей-однокашников стал Залман Шазар , будущий президент Израиля. Оттуда Коhен последовал в Германию, чтобы проолжать учебу в университете Фрайбурга . С началом Первой мировой войны интернирован как подданный вражеского государства, но освобожден и и едет в Швейцарию ,где изучает философию, классическую литературу и римское право в Базельском университете .
Некоторое время Коhен являлся председателем еврейского студенческого общества и читал лекции по еврейской философии. Именно тогда он взял на себя пожизненный назорейский обет, включающий воздержание от стрижки волос и от употребления в пищу винограда и его производных. Аскетизм р.Коhена пошел гораздо дальше. Он подразумевал полное вегетарианство(относящееся не только к пище, но и к кожанoй обуви) и обет молчания в канун Рош -Ходеш ( ראש חודש - начало месяца ((Йом Кипур Катан יום כיפור קטן ) и в период с Рош-Ходеш Элул ( начало месяца Элул (ראש חודש אלול) до следующего за [[Йом-Кипур|Йом-Кипур (Судного Дня - יום כיפורׁ ) дня Кроме того, он отказался говорить на любом языке , кроме иврита и покидать священный город Иерусалим . Однако, он не был отшельником, и не стеснялся выражать свое мнение по важным актуальным проблемам. Поворотным пунктом в жизни р.Коhена стала встреча с Рабби Куком, который находился в то время в Сент-Галене в Швейцарии (1915).
"В моей жизни тогда наступило равновесие, - отметил р.Коhен. - я выслушал его и превратился в нового человека. . . Я нашел наставника ."
Он решил отказаться от светских занятий и целиком посвятить себя еврейской мысли. В 1922 году он получил от р. Кука, вернувшегося в Израиль , приглашение стать преподавателем в созданной им ешиве, и помог разработать программу, включавшую историю, философию, этику, еврейскую грамматику, и Тору. Р.Коhен назначен преподавателем Талмуда, этики и философии.
Двое друзей встречались ежедневно, и Кук поручил Коhену редактирование своих философских работ. Наряду с этим трудом, р.Коhен посвятил всю свою жизнь распространениям идей своего учителя. Его собственные произведения почти не публиковались ,хотя в рукописи остались более тридцати работ . Исключение составляет "Коль Невуаh" ( "Голос пророчества - כול נבואה) ;первый том этого сочинения появился незадолго до его смерти. Это плод всей жизни р.Коhена , состоящий из двух частей: "Основы еврейской религиозной философии" и "Основы внутренней мудрости." Работа основана на предпосылке, что существуют оригинальная еврейская философия и духовная еврейская система логики, являющаяся не интуитивно-спекулятивной, но духовно-акустической : "Звук и свет - два ангела мысли, которые повсюду сопровождают человека ",но "слышать значит больше, чем видеть" . Мощь пророчества - начало начал еврейской мудрости.И р.Коhен был убежден в том, что обновление еврейской жизни в Израиле породит новое поколение, в котором исполнится возвращение пророческого духа.
Р.Коhен был горячим приверженцем доктрины Кука о том, что создание государства Израиль - последняя стадия на пути возвращения к Сиону.В свою очередь,само возвращение - также лишь ступень на пути к воплощению Б-жетвенного Завета,которое приведет к совершенному искуплению и Мессианской Эре. Поэтому он, не колеблясь,порицал раввинов, которые не принимали этой концепции. Предвестника теории искупления р.Коhен видел в Моисее Хаиме Луццатто, указывая на то, что в работах Луццатто нашли полное выражение все три классические значительные движения: хасидизм, мусар и гаскала. Р.Коhен провозгласил р.Кука и себя последователями Луццатто.
Он похоронен на Масличной горе в Иерусалиме. В "Бейт Ариэль" в Иерусалиме с целью издания и распространения сочинений рава Коhена учрежден институт Назорея Давида. В его честь названа религиозная школа "Вершина Давида" ( פסגת דוד)в Иерусалиме и улица в городе Нетания. У р.Коhена -один сын ,Шеар Ешув - главный ашкеназский раввин г.Хайфа,и одна дочь - жена главного раввина Израиля Шломо Горена.
Ссылки
1."זכו - שכינה ביניהם", ירושלים ה'תשס"ו.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>