Ортодоксальный модернизм в иудаизме - основные направления

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:04, 1 апреля 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины ортодоксально-религиозного населения Израиля.

Содержание

Общие принципы

В самом общем плане ортодоксальный модернизм говорит о необходимости уважения и соблюдения еврейского закона и положительном значении взаимодействия с современным миром и культурой. С этой точки зрения подобное взаимодействие обогащает иудаизм.

Ортодоксальный модернизм также придает высокое национальное и религиозное значение государству Израиль, поэтому данное религиозное направление зачастую имеет сионистскую ориентацию.

Ортодоксальный модернизм включает в себя широкий круг различных направлений.

Тора ве-дерех эрец

Другой вариант - Тора им дерех эрец, תורה עם דרך ארץ, "Тора с мирской жизнью". Впервые такое сочетания слов встречается в Мишне Авот 2:2, а в мидраше Ваикра раба 9:3 сказано: "דרך ארץ קדמה לתורה правила мирской жизни предшествуют Торе". В качестве призыва совместить еврейское образование со светскими предметами впервые употребил Шмуэль Ландау, сын раввина Йехезкеля Ландау в XIX веке.[1] Начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Гильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Для того времени этот подход был новым. Он предполагал, что при полном сохранении ортодоксии нужно жить также принятой светской жизнью в смысле профессиональной квалификации, получения светского образования и т.д. Этот лозунг контрастировал с идеей ухода евреев из обычного общества в свою замкнутую группу, т.е. то, что было принято в предыдущие века, когда евреи были отдельной группой и не были вовлечены в обычную светскую жизнь страны.

За прошедшие полтора столетия эта концепция была принята во многих направлениях иудаизма.

Нео-ортодоксия

После р. Гирша раввином Франкфурта стал его зять Соломон Бройер. Сын Соломона Бройера р.Йозеф Бройер (не путать с основателем психоанализа Бройером) не стал раввином города, но унаследовал должность главы Иешивы. По приходе к власти нацистов р.Йозеф Бройер эмигрировал в Америку и перенес туда многие обычаи из Франкфурта. Во Франкфурте после первой мировой войны стали говорить об отдельном течении «Нео-ортодоксия», отличающемся от других видов Тора у-мада и вообще ортодоксального модернизма. Отличия заключаются в более осторожном подходе к науке — не синтез, а подчинение науки галахе. Другое отличие — меньшее желание сотрудничать с евреями, не соблюдающими заповеди. Само слово «нео-ортодоксия» создано по образцу немецкого течения в протестантизме англ. Neo-orthodoxy. Нео-ортодоксия как отдельное течение cуществует сейчас в США.

Тора у-мада

«Тора у-мадда» (ивр. תורה ומדע‎, «Тора и наука») — это философия, рассматривающая отношения светского мира и иудаизма, или точнее светского и еврейского знания. Она предлагает совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний, что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества. Этот подход является развитием направления Тора им дэрех эрец р. Гирша.

Источник фразы - в книге "Яарот Дваш" (р.Йонатан Эйбеншютц), но там её значение другое.

Данная философия, в том виде, в котором она существует сегодня, является результатом учения р.Бернарда Ревеля, р.Шмуэля Белкина и прежде всего р. Йосефа-Дова Соловейчика (1903—1993), главы Иешива-университета в Нью-Йорке. По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира (тикун олам). По его определению, «человек Галахи» должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Божественного присутствия. Для этого еврею нужно квалифицированно работать в мире, а для этого - овладевать научными и техническими знаниями.

Этот подход не стремится синтезировать Тору и науку. Они считаются независимыми, взаимно дополняющими друг друга областями знания.

Тора ве-авода

Этот лозунг означает "Тора и работа". Его сторонники сочетали изучение Торы, соблюдение заповедей и продуктивную работу, прежде всего ручной труд. Приверженцами этого принципа были члены и сторонники организаций "hа-Поэль hа-Мизрахи" и "Поалей Агудат Исраэль" (ПАГИ) - отделений движений Мизрахи и Агудат Исраэль, объединявших еврейских религиозных рабочих, ремесленников и крестьян. Наибольшую поддержку этот лозунг нашёл среди религиозных сионистов, видевших в производительном труде в Стране Израиля самоценную заповедь. "Тора ве-авода" - официальный лозунг молодёжного движения "Бней Акива".

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Другим направлением «Современной ортодоксии» является религиозный сионизм. Данное направление было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком. Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США)[2][3][4]

Основным отличием данного направления является то, что принципы ортодоксального иудаизма интегрируются не только с современной культурой, но также и с религиозным пониманием сионизма.

Некоторые значительные современные представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йегуда Амиталь (умер в 2010 г.), р. Аарон Лихтенштейн, р. Хаим Друкман, р.Дов Лиор (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма и ортодоксального модернизма следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Движение ХАРДАЛ

Внутри религиозного сионизма в Израиле выделилась отдельная группа последователей р. Авраама-Ицхака Кука и его сына р. Цви-Иехуда Кука, которая откололась от иешивы Мерказ аРав и сконцентрировалась в Иешиве hар-hа-Мор под руководством р. Цви Исраэля Тау. Представители течения, как правило, не приветствуют синтез с наукой, менее лояльно относятся к израильской армии, подчеркивают самоценность изучения Торы, устрожения в вопросах кашрута и т.д. Тем самым, они в некоторых деталях более напоминают харедим, чем прочие израильские религиозные сионисты. Аббревиатура «ХАРДАЛ» означает хареди-леуми, то есть, национально-харедимные, само слово звучит как ивритский эквивалент слова «горчица».

Open Orthodoxy

Это движение находится на другом крыле ортодоксального модернизма. Его приверженцы стремятся к большей вовлечённости в жизнь мира и к большему равенству мужчин и женщин в религиозной жизни. К нему примыкает религиозный феминизм. В Израиле его представителей можно найти, например, в институте Шалома Хартмана или в общине "Шира хадаша". В некоторых случаях приверженцы этого течения смыкаются с консервативным иудаизмом.

Хареди-модерни

Основное различие между харедим и религиозными сионистами в Израиле состоит в понимании религиозного смысла государства. Все религиозные сионисты считают, что Государство Израиль имеет не только прагматический, но и религиозный смысл. Все харедим так не считают, (за исключением Сатмарских хасидов и подобных им, которые считают, что Государство Израиль имеет отрицательный религиозный смысл). В рамках этого различия есть религиозные сионисты, кто сдвигается в сторону харедим в смысле хумрот, устрожений ("Хардаль"), и харедим, которые сдвигаются в более модернистскую сторону в смысле профессиональной ориентации или высшего образования, их называют "хареди-модерни".

Ссылки

Примечания

  1. David Ellenson. Rabbi Esriel Hildesheimer and the Creation of a Modern Jewish Orthodoxy. 1990. P.11.
  2. «The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.: «Начиная с 1946 года Рав был почётным президентом организации en:Religious Zionists of America(бывшее Мизрахи). На День независимости Израиля в 1956 году Рав произнёс главную речь на митинге в Иешиве-университете. Позднее она была опубликована под названием „Голос друга моего зовет“. Книга приобрела известность как важнейший сионистский документ после катастрофы европейского еврейства
  3. Там же, p. 54.: «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с Иосифом, а Агуду — с его братьями…»
  4. Указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки


ar:يهودية أرثوذكسية حديثة

cs:Moderní ortodoxní judaismusja:現代正統派ユダヤ教 nl:Modern-orthodox jodendom nn:Moderne ortodoks jødedom sl:Moderno ortodoksno judovstvo


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках