История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
В Западной Азии
В Сирии и Ливане
В это время территория современного Ливана была частью Сирии. На протяжении всего периода страной правили мусульманские власти. С 969 г. - египетская династии Фатимидов. В конце XII в. – первой половине XIII в. правил Салах ад-Дин и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки.
В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и Ливан были захвачены крестоностцами. В 1260 году в страну вторглись монголы Чингизхана. В 1400-1401 годах было нашествие Тамерлана. Всё это приводило к многочисленным человеческим потерям и экономическому упадку.
Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. Некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
В 1170-х гг. Биньямин из Туделы побывал в Сирии. Согласно приводимым им сведениям, в Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов; в Тире около 400 евреев, в Бейруте — 50 еврейских семейств, в Сидоне — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин. Иехуда Алхаризи встретил в 1217 г. в Дамаске и Халебе немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии. Они разрушили там города, включая Тир и убили многих евреев Бейрута. В Сидоне и Триполи число евреев резко сократилось, а община Тира перестала существовать. Жившие там евреи переселились в Дамаск и Халеб.
До начала XIV в. экономическое положение евреев, особенно в Халебе, было сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
При нашествия Тамерлана в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию. Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы.
Даже в конце XV в., согласно сообщениям Мешулама из Вольтерры, рабби Овадии Бертиноро и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в Дамаске 400–500 семей, не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида. Общины сирийских городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и с йешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После 1071 года место ее пребывания было перенесено в Дамаск.
Главы иешивы, носившие титул гаона стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов, резиденцией которых также был Дамаск
Периодически власти начинали религиозные преследования. В начале XI в. халиф ал-Хаким приказал насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети. Однако уже через несколько лет он отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
Под властью крестоносцев, завоевавших Ливан в первой четверти XII в. еврейские общины продолжали существовать.
В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить это распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска. В 1327 г. синагога Халеба была превращена в мечеть. В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение.
Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
В Ираке
С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали всех не-шиитов. В 1055–1150 гг. страну захватили турки-сельджуки. Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г. В 1376 г., после краткого правления джелаиридов, Ирак попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший Ирак в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-османы.
Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками.
В период высокого средневековья торговые пути в Европу были перерезаны крестоносцами. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий. В это время евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам.
Нашествие монголов в XIII веке и Тамерлана в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.
Время от времени гнёт слабел, и тогда община восстанавливалась. Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к сельджукам (1055–1150). Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь признала за евреями право общинной автономии.
Во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). Биньямин из Туделы застал в Багдаде (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в Басре — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности». При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники - пока монгольские ханы не приняли ислам. Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.
В XI в. иешивы Суры и Пумбедиты, основанные в III в., были вытеснены иешивой Багдада, куда стекались ученики из многих стран.
Мессианские движения XI–XII вв. (Давид Алрои и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства Ирака. Они вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.
В Аравии
По свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.[1]
При мусульманских властях евреи Йемена были лишены права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием. Они стали в основном ремесленниками, а также торговцами. Из материалов Каирской генизы известно о существовании налаженных торговых связей евреев Адена с Индией. Евреи Йемена оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских гаонов.
Религиозные гонения усилились к концу периода Фатимидов и достигли кульминации в указе имама Абд ан-Наби ибн Махди о насильственном обращении евреев Йемена в ислам (1165). В это время усилилось мессианское брожение среди евреев Йемена. Это побудило нагида общины Я‘акова бен Нетан’эля ал-Фаюми обратиться за советом к Маймониду. Он в ответ направил евреям Йемена «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 г.). Послание публично читалось во всех общинах Йемена. Преследованиям евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228).
Появление в 1495 г. в Хадрамауте (крайний восток Йемена) лжемессии вновь вызвало мессианские брожения.
Последние в средние века письменные упоминания о евреях Омана относятся к началу X века. В XIX веке англичане застали в Омане небольшую еврейскую общину, занятую торговлей и ремеслом.[2] Тем самым, следует предположить наличие евреев в Омане и в промежутке между этими периодами.
Биньямин из Туделы записал в XII веке, что почти 500 евреев жили в Кайсе и 5000 в аль-Катифе, на Бахрейне. Он также рассказал, что эти евреи контролировали местную добычу жемчуга.[3]
В Центральной Азии
В Иране
Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.
При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[4]
В Южной и Восточной Азии
Источники
Примечания