Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:51, 3 марта 2011; О.Э. (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Содержание

Каббалисты Прованса

Каббалисты Прованса первыми представили каббалу в классическом смысле слова. Восприняв идеи ашкеназского хасидизма и идеи с востока, они стали мостиком для дальнейшего развития каббалы в Испании.

В XII в. в Провансе сформировалось несколько групп каббалистов. Одну из них возглавлял выдающийся ученый-талмудист Авраам бен Давид из Поскьера, который, однако, не оставил никаких каббалистических произведений, поэтому его влияние трудно оценить.

Первым известным каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие каббалы, считается его сын, Ицхак Саги Наhор (Ицхак Слепой, 1165?–1235), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сефер Йецира». Ему приписываются многочисленные изречения каббалистического содержания. Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и, в частности, о системе сфирот, как о чем-то известном испокон веков, а не как о новом, требующем определения.

В отличие от более поздней испанской каббалы, каббала круга Саги Наhора крайне эзотерична, и поэтому сведений о ней сохранилось весьма мало.

Группа Саги Наhора не была единственной в Провансе. Одновременно существовала другая группа каббалистов, имен которых не сохранилось, но осталось несколько произведений, самым значительным из которых является «Сефер hа-июн» («Книга внимательного изучения»). Она представляет собой беспорядочный ряд каббалистических комментариев к тринадцати правилам герменевтики, а также изречений мистического характера, космологических описаний и т.д. Каббалисты этого течения интересуются не столько системой сфирот, сколько идеями неоплатонического характера, в том числе, идеями еврейских философов средневековья (символика света, эманация), а также мистикой Божественной колесницы.

Сефер hа-Баhир

Сефер hа-Баhир (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) - одна из важнейших ранних каббалистических книг.

Книга «Сефер hа-Баhир» впервые появилась в конце XII в. в Провансе. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. рабби Нехуния бен hа-Кана. В науке вопрос о том, представляет ли «Сефер hа-Баhир» плод творчества кружка мистиков 12 в. (т.е., что книга была написана незадолго до своего опубликования) или новую (возможно, сделанную на Востоке) компиляцию значительно более раннего материала, недостаточно выяснен.

Книга представляет собой мидраш - антологию разных высказываний, в большинстве своем кратких, приписываемых разным танаям и амораям. В нескольких главах «Сефер hа-Баhир» вообще не упоминаются имена.

Идеи и традиционные мнения по многим вопросам передаются в форме объяснений библейских стихов, кратких дискуссий между разными лицами или в виде самостоятельных высказываний.

В книге приводятся комментарии по поводу мистического смысла определенных библейских стихов, формы некоторых букв алфавита, знаков вокализации и кантилляции. В «Сефер hа-Баhир» содержится также обсуждение содержания книги «Сефер-Йецира», соображения о священных именах и их использовании в магии. Толкование некоторых стихов содержит объяснение эзотерического значения некоторых предписаний Пятикнижия.

В своей нынешней форме книга невелика по объему — она содержит около 12 тыс. слов. Структура «Сефер hа-Баhир» следует порядку библейских стихов с большими вставками, не относящимися непосредственно к их толкованию. Она основана на принципе ассоциаций, характерном для мидрашей. Язык книги — смесь иврита и арамейского языков, и в этом «Сефер hа-Баhир» также сходна с мидрашами. Стиль часто весьма трудный и лингвистически неясный. Некоторые изречения в «Сефер hа-Баhир» представляют собой переработку высказываний из более ранних талмудических и мидрашистских источников, но чаще всего не имеет с ними параллелей.


Первое печатное издание появилось в 1651 г. в Амстердаме, последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Наиболее полным и современным является издание рабби Реувена Марголиуса (Иерусалим, 1951) с его комментарием «Ор hа-Баhир» («Свет Баhира»).


Сфирот в "Сефер hа-Баhир"

Особое значение «Сефер hа-Баhир» заключается в использовании ею символического языка. Это самый ранний источник представлений о Божественных атрибутах (сфирот, «речения», «прекрасные сосуды», «цари», «голоса» и «венцы»), и первое произведение, толкующее значительную часть Библии так, как если бы она относилось не только к происходящему в сотворенном мире, но и к событиям в Божьем царстве и к действию Божественных атрибутов. Эти атрибуты впервые получают символические имена, заимствованные из словаря толкуемых стихов. Принципы, на которых основана символическая система книги, нигде не получают ясного объяснения, они как бы подразумеваются сами собой.

В "Сефер hа-Баhир" описываются Десять Божественных изречений (маамарот, или мидот), которыми был сотворен мир. Название и описание некоторых из этих изречений соответствуют названиям и описанию некоторых сфирот. Вместе с тем, в «Сефер hа-Баhир» отсутствует система сфирот в той форме, которую она получила в последующий период.

Сфирот, впервые упоминаемые в «Сефер-иецира» как соответствующие десяти главным числам, превратились в «Сефер hа-Баhир» в Божественные атрибуты, так называемые Светы и Силы, каждый из которых исполняет определенную функцию в деле творения. Это Божье царство, которое может быть описано только в высшей степени символическим языком, образует основное ядро книги. Даже "таамей мицвот" ("основания мицвот") связаны с этим высшим миром: исполнение определенных предписаний означает действие определенных Божественных атрибутов (одной из сфирот или их сочетаний).

«Сефер hа-Баhир» использует язык Десяти сфирот, причем отмечает, что в ТаНаХе и раввинистической литературе каждая сфира обозначается множеством имен и символов, содержащих некоторую идею о ее природе. Божественные силы образуют «тайное древо», из которого произрастают души. Но эти силы составляют также сумму «святых форм», соединенных друг с другом наподобие «небесного человека». Все в низшем мире, особенно то, что обладает святостью, содержит указание на нечто в мире Божественных атрибутов. Бог — Господин всех сил.

Некоторые идеи книги

В «Сефер hа-Баhир» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как молитва (§ 68), но предупреждается, что это невозможно без впадения в заблуждение (§ 150).

Здесь также содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте. Особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию).

Рассматривается понятие "гилгул" (перевоплощение), которое используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости, в частности, ответа на вопрос, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы.

Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в книге «Зоhар» и ещё более подробное — в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари.

Другие темы «Баhир» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте сфирот - такие понятия, как тфилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например, Тридцать два пути мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106) (вообще числа играют в книге «Баhир» весьма знаменательную роль).

Кроме того, здесь вводятся два необычных понятия, связанных с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — "Цура" (букв. «форма»), другое — "Кома", что можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8; 166). Другие термины, применяемые к ангелам, — "Начала" (Манхигим) и "Служители" (Пкидим).

Важнейшее откровение «Баhир» — различные имена Всевышнего (§ 112). Здесь говорится и о Двенадцатибуквенном Имени, которое упоминается в Талмуде (§§ 107; 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94; 107; 110), что упоминается также в ранних талмудических источниках.

Кроме того, в «Баhир» содержится учение о цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Рабби Берахия говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было «подготовлено место», Свет смог открыться. [1].

Влияние

Из всех каббалистических текстов «Книга Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зоhара», «Баhир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. «Баhир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К ней постоянно обращался в своем комментарии к Торе рабби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».

Среди каббалистов средневековой Испании «Сефер hа-Баhир» была известна под двумя названиями, каждое из которых основывалось на начальных предложениях книги: «Мидраш рабби Нехуния бен hа-Кана» (по началу первого раздела книги), и «Сефер hа-Баhир» (основанным на высказывании «Один стих гласит: "Теперь не видно яркого [баhир] света в облаках" (Иов, 37:21)». Хотя второе название более раннее и, соответственно, оригинальное, первое приобрело популярность благодаря тому, что его использовал Рамбан в своем комментарии к Пятикнижию.

Источники

http://www.eleven.co.il/article/11899#02

http://www.eleven.co.il/article/13779

Сноски

  1. А. Каплан, комментарий к Книге Баhир
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация