Штетнер, Давид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Моше Гончарок | |
28/02/2011 | |
Давид Штетнер (идиш דוד שטעטנער , франц. David Stetner, 1920, г. Черновцы, Буковина - июль 2002, Париж) – публицист, журналист, редактор, литературовед, активист международного еврейского анархистского движения. Писал на идише и французском.
Содержание |
Биография. Публицистическая и издательская деятельность
В 1937 г., в возрасте 17 лет, познакомился с анархистскими идеями, книгами Бакунина и Р. Рокера. В связи с ухудшением международного положения и усилением влияния нацистской Германии, решил оставить Румынию, в которой всё сильнее ощущалась пропаганда антисемитизма. Приехав в Париж, он связался здесь с генеральным секретарём анархистского Первого Интернационала Гельмутом Ридигером. Во время гражданской войны в Испании Штетнер, желая вступить в боевые отряды барселонских анархистов, длительное время беседовал с Ридигером по поводу возможности поездки в Испанию. Но координатор международного анархистского движения отсоветовал ему - возможно, пожалев его молодость.[1]
С помощью Йосефа Каhана, редактора нью-йоркской анархистской газеты на идиш «Фрайе арбетер штиме» (ФАШ), Штетнер в 1949 г. основал в Париже ежемесячник «Дер фрайер геданк» (Ф.Г., «Свободная мысль»). Каhан редактировал журнал до 1953 г. После его смерти и до самого закрытия журнала в 1965 г. редакцию возглавлял Штетнер.[2] Кроме журналистской деятельности, связанной с анархистской идеологией, Штетнер выпустил книгу на французском языке на темы истории литературы. Как он признаётся в одном из своих писем, к началу 1960-х гг. круг писавших на идиш анархистских журналистов во Франции сократился настолько, что он сам писал разнообразные статьи в один и тот же номер журнала, подписываясь разными псевдонимами.[3] После закрытия «Дер фрайер геданк» Штетнер сотрудничал в бундовской газете «Унзере штиме» («Наш голос», Париж), с редакцией которой он находился в хороших отношениях. Бундовцы предоставили ему свободу излагать взгляды по политическим вопросам.[4] Он писал статьи и заметки для «Унзере штиме» до самого закрытия этой газеты в 1995 г.
Штетнер принимал активное участие в деятельности идишистских клубов Франции, переписывался с еврейскими анархистскими кругами США и Израиля, неоднократно посещал Тель-Авив, поддерживал постоянный контакт с Й. Люденом, редактором журнала «Проблемен», печатался в американской и израильской прессе на идише.
Круги, группировавшиеся вокруг журнала Ф.Г., имели революционные взгляды, вполне соответствовавшие классическим анархистским представлениям начала века о необходимости кардинального общественного переустройства. Это особенно заметно по статьям в «Дер фрайер геданк», до предела насыщенных обсуждением политических вопросов. Вопросам культуры в парижском издании отводилось гораздо более скромное место, чем на страницах американской ФАШ или «Проблемен» в Израиле. По своему стилю многие материалы ФГ напоминают революционный стиль газеты «Арбейтер фрайнд» (Лондон), выходившей под редакцией Р. Рокера, периода начала 1900-х годов.
В 1986 г. Д. Штетнер и Й. Люден, как редакторы последних в мире анархистских периодических изданий на идише, приняли участие в международном анархистском конгрессе в Париже.
Последние годы жизни Штетнер провел в Париже, вращаясь в кругах пропагандистов еврейской секулярной культуры на идише, среди которых преобладали французские сторонники Бунда. Штетнер пишет о деятельности Бунда с явной симпатией:
...Слово о Бунде. В отличие от всех существовавших еврейских партий, Бунд был движением, наиболее близким к нам... Он играл важную роль в профсоюзной борьбе, особенно в Польше.— Давид Штетнер – письмо М. Гончарку от 26.08.1997.[5]
За год до смерти еще раз посетил Израиль, чтобы встретиться с живущими здесь родственниками, побывал в Иерусалиме.
Полная подборка «Дер фрайер геданк»[6] хранится во Французской национальной библиотеке (Париж) и в нескольких международных центрах по исследованию социальной истории. Каждый очередной выпуск журнала высылался и в Национальную библиотеку при Еврейском университете в Иерусалиме.
Группа «Фрайер геданк» в контексте еврейского анархистского движения
В начале 1960 г. группой «Дер фрайер геданк» за подписью Штетнера была распространена машинописная статья на идиш, предназначавшаяся для участников международного еврейского анархистского движения (11 страниц). По выдержкам из неё можно судить о позиции парижской группы, в послевоенный период сильно отличавшейся по многим своим взглядам от американских и израильских участников движения.
"Париж, январь 1960 г.Дорогой товарищ, просим высказать своё мнение по поводу предлагаемого материала. Просим также имть в виду, что распространение его не должно выходить за пределы кругов нашего движения.
Дер цуштанд фун дер идишер анархистишер бавегунг ин ицтикн момент (Положение еврейского анархистского движения в настоящий момент):
Мы не должны строить иллюзии... Ситуация в нашем движении тяжёлая... Если у него есть какое-нибудь будущее - а мне хочется верить, что да, - то возникает вопрос, почему ничего не делается в этом направлении...
Взгляд на существующие в мире группы. Подробный анализ исторического возникновения анархистских идей у евреев, и организаций, существовавших почти во всех странах, где имелось большое еврейское население, не входит в нашу задачу. Наша цель больше состоит в ознакомлении с современной реальностью, с которой мы сталкиваемся в общественной жизни...
1) Еврейское движение в Америке. Соединённые Штаты обладают большим количеством организаций и групп. Мы знаем, что там имеется Федерация с отделениями по всей стране. Но американское движение, как и во всём мире, переживает период стагнации... «Фрайе арбетер штиме» - старейший еврейский анархистский орган, который был важнейшим инструментом для развития социальной культуры - ещё несёт в себе заряд возможности развития освободительного социализма, и пользуется известностью у товарищей... Раскрывает анархистский подход к проблемам, возникающим в наше время... При этом отмечаются изменения в позиции товарищей, связанные со специфическими условиями и эволюцией радикальных идей в Америке. Политический и общественный конформизм граничит с интеллектуальной и философской конфузией... Например, большинство товарищей, относящихся к Федерации, занимаются такой деятельностью, которая диаметрально противоположна принципам Федерации... Это выявляет слабость идеологической структуры анархистского движения в Америке... Отмечается влияние других структур, прежде всего, сионизма. Эта эволюция, без всякого сомнения, подорвала интеллектуальный анархистский динамизм...
Это... не критика, а только лишь констатация факта, иллюстрация реальности.
2) Аргентинское движение. Насколько мы знакомы с деятельностью аргентинских товарищей в Буэнос-Айресе, они способны связать революционные идеи с жизнью. Издательская деятельность «Идише рационалистише гезелшафт» в высшей степени позитивна. Это факт, что товарищи в Аргентине создали печатный орган, полный активного действия... «Дос фрайе ворт»... Согласны вы или нет с их идеями, можно просто сказать, что газета имеет свою линию... Сотрудники ставят... со всей чёткостью проблемы политики и культуры. Особенно заметен очень критический подход к сионизму, и вообще к шовинизму, голос которого слышен на еврейской улице.
3) Израиль. Это - вещь в себе. Два раза посещал я эту страну, и в глаза бросается основной факт: о движении и его деятельности до сего дня говорить трудно... Информация, доходящая оттуда, настолько противоречива, что её трудно подвергнуть анализу.
Американские товарищи здесь принимают посильное участие в финансовой помощи с верой в то, что можно каким-то образом стимулировать анархистское движение в Израиле... Слышны голоса некоторых товарищей, чьё мнение совпадает с моим собственным, что в Израиле почти невозможно говорить о "группе". Почему? Просто потому, что людям, солидаризующимся с нашими идеями, трудно занять ясную позицию относительно общественных проблем Государства Израиль... Стоят перед дилеммой: анархистская деятельность не должна быть нелегальной в рамках израильской демократии, как совместить это... Нелегальность анархизма здесь невозможна... В Израиле встречаются два человека, и у каждого по любому вопросу своё мнение, отличное от мнения другого, одно радикальнее другого. Мы наблюдаем парадокс. В Израиле каждый - анархист... Просто невозможно себе это представить... Израильтяне, близкие к нашим идеям, не в состоянии сформулировать единую программу, которой и должна руководствоваться настоящая группа, чтобы иметь возможность сказать о себе: «Это — мы». В чём, на каких основных пунктах базируется их программа? Неясно. На профсоюзной борьбе? На культурных, идеологических вопросах? Борьба за возрождение киббуцов, кооперацию или, просто, свободный коммунизм? Это всё вопросы, на которые невозможно найти ответ. Каковы цели, которые они перед собой ставят, что сейчас с ними происходит?
Короче: нет никаких сил, чтобы кристаллизовать их позицию, нет... идейной ясности.
Что касается «Проблемен», журнала, заключающегося в одном человеке[7], то этот печатный орган… журнал, ориентирующийся на философские концепции редактора, который никак не идентифицирует себя с целями нашего движения...[8])
По поводу того, что этот журнал - трибуна для представления философских систем очень прославленного мыслителя и писателя, - то я не нахожу здесь возможности для анализа личной деятельности и творчества Абы Гордина, это - область исследования биографов и историков.
4) Группа «Фрайер геданк» в Париже. Деятельность у нас в Париже концентрируется в следующей области: издание журнала «Дер фрайер геданк» и анархистской литературы, равно как и распространение воззваний... С трудом нам удаётся публиковать наш орган... Газета - один из важнейших инструментов для того, чтобы знакомить читателя с нашим освободительным словом. Всё держится на приверженности идее небольшого круга наших сторонников, от которых зависит существование «Ф. Г.» По правде говоря, мы находимся в очень печальном положении в деле издания нашего журнала. Если Движение не будет участвовать в помощи нашему изданию, то мы можем потерять и те позиции, которые до сих пор удерживали... Распространение анархистского слова в печати - дело престижа для еврейского анархистского движения... Мы будем заниматься нашей работой так долго, как только сможем.
5) Идеологическое состояние нашего движения. ...Я стараюсь так конденсировать... материал, чтобы читатель ориентировался в нём с максимальной ясностью. Поэтому мы хотим резюмировать нашу позицию в нескольких словах. Конечно, каждая группа свободна интерпретировать своё отношение к происходящему в мире. Но нельзя забывать об основополагающих идеях интернационализма и антимилитаризма.
Еврейское анархистское движение страдает двумя противоположными крайностями. У части его участников, так сказать, часы остановились на событиях 1905 г. Они желают подходить к событиям в современном мире с позиций той эпохи. Сторонники другой крайности идут ещё дальше и говорят, что анархизм был мечтой молодости, что те идеи более не соответствуют требованиям современности. Это известно, что наше движение не приспособилось к изменениям в мире, произошедшим в мире на протяжении последних 40 лет... Можно услышать и очень распространённое мнение, что революция более не является насущной необходимостью в наше время.
...Нужно отвечать на поставленные вопросы... Пусть эти строки послужат лучшему пониманию проблем нашего Движения.
За группу «Ф. Г.» - Давид"— «Положение еврейского анархистского движения в настоящий момент». Париж, группа «Дер фрайер геданк», январь 1960 г. Цит. по тексту оригинала.[9]
Возможно, именно из-за непреклонности и догматизма в революционных вопросах, парижский журнал просуществовал лишь до 1965 г. В то же время значительно более либерально мыслящие американские анархисты издавали ФАШ до 1977 г., а израильтяне, которых так критикует Штетнер, - публиковали «Проблемен» до самого конца 1989 г. «Дер фрайер геданк» прекратил своё существование, группа поддержки постепенно распалась (основной причиной этого была кончина от старости большинства её участников), но ещё долгое время различные идишистские культурные организации проявляли интерес к журналу; правда, нужно отметить, что делали это, скорее, из чисто библиографического интереса. Так, Centre National des Hautes Etudes Juives (Брюссель), получавший все выпуски «Дер фрайер геданк» и аккуратно каталогизировавший их, прислал Штетнеру письмо спустя три года после закрытия журнала. Этот центр, изучавший еврейскую прессу в Европе, сообщал в письме, что не получил ни одного номера Ф.Г. за 1966 г. и просил Штетнера выслать их. Видимо, весть о прекращении существования печатного органа еврейских анархистов во Франции в 1965 г. не сразу дошла до сотрудников этого научного учреждения - в письме они по-прежнему обращаются к Штетнеру как к главному редактору «Фрайер геданк».[10]
Примечания
- ↑ Автобиографическое письмо , 4.10.1997. - Central Zionist Archives (CZA), A577/21 (Д. Штетнер – М. Гончарок, переписка, идиш).
- ↑ Breve nota autobiografica di David Stetner. - Archivio G.Pinelli, Bollettino 15.
- ↑ CZA, A577/21
- ↑ Там же, письмо от 4.10.1997.
- ↑ Давид Штетнер – письмо М. Гончарку от 26.08.1997. – CZA, A577/21
- ↑ ציַיטשריפט פון פריַיהיַיטלעכן סאָציאַליזם, געווידמעט ציַיטשריפט פון פריַיהיַיטלעכן סאָציאַליזם, געווידמעט דעם קאַמף פאַר פריַיהיַיט אויף אַלע געביטן פון לעבן און דענקער - "דער פריַיער געדאַנק". פּאַריז און תל-אביב. - «Дер фрайер геданк». Цайтшрифт фун фрайhайтлехн социализм, гевидмет дем камф фар фрайhайт ойф алэ гебитн фун лэбн ун денкер (Журнал освободительного социализма, посвящённый борьбе за свободу во всех областях жизни и идей. Париж -Тель-Авив).
- ↑ Статья Штетнера писалась, когда в Израиле лишь незадолго до этого была создана ассоциация анархо-идишистов «Агудат шохрей хофеш». Аба Гордин действительно создавал свой журнал в одиночку.
- ↑ Редактор «Дер фрайер геданк» не мог простить Гордину его отказа от революционной пропаганды и ухода в мир исследований философско-религиозных концепций.
- ↑ דער צושטאַנד פון דער ייִדישער אַנאַרכיסטישער באַוועגונג אין איצטיקן מאָמענט. גרופּע “דער פריַער געדאַנק", פאַריז, יאַנואַר 1960. - «Дер цуштанд фун дер идишер анархистишер бавегунг ин ицтикн момент» («Положение еврейского анархистского движения в настоящий момент»). Париж, группа «Дер фрайер геданк», январь 1960 г. Цит. по тексту оригинала. – CZA, A577/21
- ↑ איבער דער ייִדישער פּרעסע אין אייראָפּע. צענטער פאַר שטודיִעס - Centre National des Hautes Etudes Juives, Bruxelles. Письмо Давиду Штетнеру от 16.04.1968. – CZA, A577/21
Литература
- Гончарок Моше, Очерки по истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). Иерусалим, 1998 , с. 170-180.
- Гончарок Моше, Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). Иерусалим, 2002, стр. 150-158.
- Bollettino Archivio G. Pinelli No 15, Milan, April 2000.
- Goncharok Moshe. Iz istorii pressy evreyskogo anarchistskogo dvizhenija. - "Vestnik evreyskogo universiteta v Moskve, №2(18). Moskva-Jerusalim, 1998, pp.135-156.
- Izrine Jean-Marc. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse, Alternative libertaire le coquelicot, 1998.
- Izrine Jean-Marc. Shalom David - Alternative libertaire, Toulouse, Septembre 2002, p. 21.
- גונצ'רוק צשה. מאה שנים של עתונות אנרכיסטית יהודית. "קשר", מס'.22, נובמבר 1997. - Гончарок Моше. Меа шаним шель итонут анархистит йеhудит (Сто лет еврейской анархистской прессы). - «Кешер» (Тель-Авив) №22, ноябрь 1997.
- גאָנטשאַראָק משה. צו דער געשיכטע פון דער אַנאַרכיסטישער פּרעסע אויף ייַדיש. ירושלים, "פּראָבלעמען", 1997. - Гончарок Моше. Цу дер гешихте фун дер анархистишер пресе ойф идиш (К истории анархистской прессы на идиш). Иерусалим, «Проблемен», 1997.